RSS
 

Общие принципы работы журналиста в СМИ

18 Дек

Журналистика выполняет в обществе важнейшие функции и все они – социально необходимы. Это и непрекращающийся диалог между различными общественными группировками, это и просветительская функция, и информационная, и развлекательная. Словом, социальная значимость профессии, ее достоинство неоспоримы. Поэтому важно изучать основные принципы работы журналиста в СМИ.

В данной работе будут рассмотрены вопросы правдивости, гуманизма и демократизма СМИ. Правдивость средств массовой информации напрямую зависит от нравственных принципов каждого отдельного журналиста. А приверженность правде опирается не только на нормы морали, но и на законодательство РФ.  Телевидение, радио и печать должны способствовать нравственному и гражданскому укреплению личности – в этом гуманистическая направленность СМИ.

Журналистика является неотъемлемой составляющей демократического общества, она  обеспечивает участие граждан в уп­равлении государственными делами, информирует их о проблемах, предоставляет возможность для их обсуждения, извещает о принятых решениях.Отдельный раздел будет посвящен понятию и принципам социологического мышления журналиста, а также вопросу профессионально-этических регуляторов в деятельности работников СМИ. Сознание, осознанность человека – это важнейший компонент его жизни. Именно там, в закоулках разума формируются основные нравственные принципы и профессиональные предпочтения. И это в конечном итоге определяет поведение человека, связанное с выполнением трудовых обязанностей.

В заключительной части работы рассмотрим тему гарантий достоверности информации в журналистике. Здесь речь пойдет об ответственности автора текста или сообщения перед аудиторией, методах и приемах сбора информации, адекватной оценке сведений. Кроме того, будут рассмотрены основные принципы достоверности информации. Также придется затронуть проблему сохранения профессионального имиджа и достоинства журналиста, а также воспитания профессиональной совести.

Правдивость, гуманизм и демократизм СМИ.

«Ничто так не прекрасно для глаза, как правда для ума;
ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь».

Джон Локк

Слово «правда» в словарях определяется как то, что соответствует действительности, это понятие тождественно слову «истина». И действительно – профессиональный путь журналиста – это непрерывный поиск истины. Правдивость СМИ базируется на правдивости творческих коллективов газет, журналов, теле- и радиостанций, а в конечном счете, на приверженности правде со стороны отдельных журналистов. Требование – следовать правде – прежде всего категория морально-нравственная. Каждого с малых лет учат: врать – плохо, говорить правду – хорошо.

Еще Лев Николаевич Толстой говорил: «Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства». Уровень нравственности журналиста (как и любого другого профессионала) проявляется в триаде отношений: к обществу в целом или отдельным его группам; к самому процессу деятельности; к другим ее участникам, равноправным с ним.

Отношение к обществу складывается в человеке на основе привитых или не привитых ему добродетелей, влияния тех или иных взглядов и идеологий. Учитывая, какой резонанс может последовать после острой публикации, творческий человек всегда должен оценивать силу сказанного слова, просчитывать возможные результаты своей деятельности.

Отношение к самому процессу деятельности во многом подразумевает степень добросовестности и скрупулезности в процессе выполнения своей работы, выбор методов и приемов для достижения целей. Приемы могут быть законные, незаконные. Так же как и статья может быть правдивая и лживая. Отношение к участникам трудового процесса, к коллегам, целиком и полностью зависит от уровня культуры и воспитания журналиста, от системы моральных ценностей, а также от наличия или отсутствия корпоративного единства.

Однако, не только человеческая мораль является регулятором и своеобразным надзирателем за исполнением тех или иных нравственных норм. Обязанность работников СМИ правдиво освещать события провозглашена в  Кодексе профессиональной этики российского журналиста (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г., г. Москва), Законе «О СМИ» от 27.12.1991 г. № 2124-1, а также других законах, подзаконных актах и инструкциях.

Именно здесь можно найти так называемые «писанные» стандарты профессионального поведения. Основными требованиями, предъявляемыми к журналисту, я назвала бы правдивость, неподкупность, объективность и законопослушность. Во имя этих добродетелей установлены следующие нормы для работников пера:

  • Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.
  • При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации.
  • Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.
  • Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия.

И т.д.[1]

В соответствии со ст. 49 Закона о СМИ журналист имеет право проверять достоверность сообщаемой им информации. Эта норма является подспорьем для репортера в его стремлении к правдивости и объективности.

Необходимо отметить, что отечественное законодательство помимо правил профессионального поведения журналистов предусматривает и гарантии их деятельности. Так, ст. 144 Уголовного кодекса РФ устанавливает наказание за воспрепятствование законной деятельности журналистов: «Наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года»[2].

Справедливости ради стоит заметить, что правдивость СМИ базируется не только на правдивости отдельных работников пера. Это понятие шире, оно выходит за рамки нравственных представлений отдельного журналиста. Здесь важно участие таких фигур, как редактор, учредитель, издатель, акционер. Важен курс, который задают конкретному изданию его основатели. Совершенно очевидно, что полностью свободных СМИ не бывает. За каждым телеканалом или газетой стоят чьи-то интересы, а возможно и амбиции. В частных ли руках находится СМИ или в государственных – неважно. Существует еще одна форма организации прессы – общественные СМИ. Они находятся под контролем общественных организаций и реализуют принцип: «что и когда смотреть, выбирает сам зритель».

Любопытные исследования регулярно проводит Фонд общественного мнения (ФОМ), респондентам было задано несколько вопросов о том, считают ли они в целом правдивой, объективной информацию, получаемую из передач телевидения, радио и из газет. Результат оказался таким: от четверти до трети россиян ответили на эти вопросы положительно, свыше половины – отрицательно[3]. Ясно, что кредит доверия у отечественных СМИ не высок. Думается, что в советское время пропорции распределились бы иначе – наоборот или процент отрицательной оценки был бы ничтожным. Причина такого массового недоверия в том, что СМИ перестроечного и постперестроечного времени зачастую мало заботились о собственном авторитете. Все пытались выжить, многие издания и телеканалы становились рупором определенных политических группировок или отдельных личностей. Ожесточенные информационные атаки грозили дестабилизацией социальной обстановки в стране.

В настоящее время СМИ вступили в фазу накопления авторитета, завоевания доверия читателя/зрителя/слушателя – конечного потребителя информационных услуг. Последний стал более искушен в вопросах качества вещания и издательского дела. Средствам массовой информации теперь приходится завоевывать каждого читателя с большим трудом. И в этой конкурентной борьбе правдивость информации, ее актуальность будут играть определяющее значение.

Прежде чем сказать несколько слов о гуманизме СМИ, необходимо выяснить, что же такое «гуманизм»? В словаре Ожегова находим: «Гуманизм – гуманность,  человечность  в   общественной деятельности,  в  отношении  к  людям»[4]. Гуманизм – это культ человека. Самое главное в гуманизме – это уважение к достоинству человеческой личности.

Что же такое гуманизм применительно к СМИ? Это такая работа средств массовой информации, в результате которой происходит – ни много ни мало – моральное, психическое и интеллектуальное оздоровление России. Без гуманистической системы ценностей, включающей в себя ценности демократии и гражданского общества, современной России невозможно обойтись, если она желает занять достойное место в мировом сообществе, а не внушать недоверие и страх или пребывать на задворках истории. Именно поэтому так важна гуманизация средств массовой информации.  Телевидение, радио и печать должны способствовать нравственному и гражданскому укреплению личности, а не наоборот. Задача СМИ воспитывать подрастающее поколение на основе идей праведности, добра и справедливости. Очень важно формировать нравственные основы, культуру с детства.

Возможности СМИ велики. Не случайно их называют четвертой властью (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Влияние СМИ на умы людей может быть как благотворным, так и губительным. Необходима поступательная гуманизация журналистики, отход от агрессии, шовинизма и разжигания национальной розни. Всей своей деятельностью представители СМИ должны насаждать атмосферу человечности и толерантности в обществе. И в этом их благородная миссия. Нет лучшего способа сохранить мир в обществе и на земном шаре, чем научиться охранять его в умах людей.

Демократия у Ожегова – это «политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан»[5]. Демократия, что в буквальном переводе из греческого языка означает наро­довластие, – это такая форма политической организации общества, при которой народ принимает участие в управлении государственными делами. В широком понимании демократия – форма руководства любым коллек­тивом, которая предусматривает активное участие всех его членов в осуществлении различных мероприятий, в том числе обсуждении и принятии управленческих решений.

Демократизм – важный принцип деятельности журналиста.
Журналистика является неотъемлемой составляющей демократического общества, она  обеспечивает участие граждан в уп­равлении государственными делами, информирует их о проблемах, предоставляет возможность для их обсуждения, извещает о принятых решениях. Демокра­тизм журналистики выражается в ориентации на народ, его потребности, в постановке и решении тех проблем, которые волнуют миллионы людей.

Немаловажный аспект демократизма заключается в том, что материалы СМИ должны быть до­ступны народу по содержанию и по форме. Это требует от автора понятности и простоты высказываний. Здесь важно не опуститься до примитива, а напротив соблюсти баланс для того, что бы материал оказался интересным людям с различным уровнем образования и развития.

Также принцип демократизма имеет экономическую сторону  – журналистская информация должна быть доступна читателю по цене. Иными словами, цена изданий должна соотноситься с покупательной способностью потребителей. В современных условиях цены на плоды журналистского труда в условиях конкуренции устанавливает рынок.

Демократизм СМИ невозможен без провозглашения свободы информации. Сбор информации – это важный фактор свободы. «Без доступа к информации журналисты преимущественно занимаются выражением своих мнений, порой основанных на непроверенных или недостоверных сведениях»[6]. Свобода выражения мнений – это важная составляющая демократического общества, но для его развития и поддержания этого недостаточно. Возможность информировать граждан зависит от способности журналистов иметь доступ к источникам информации. Без этого ограничена польза, которую СМИ могли бы принести в деле становления демократических институтов.

В заключении хотелось бы сделать акцент на основных моментах данного раздела. Каждый журналист заинтересован в прочной коммуникации с читателем, он хочет быть прочитанным и понятным – в противном случае, деятельность журналиста бессмысленна. Напрашивается вывод: профессиональная работа сотрудника СМИ должна быть полностью подчинена интересам читателя/радиослушателя/телезрителя и основана на принципах правдивости, гуманности и демократизма.

Социологическое мышление журналиста.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы, необходимо сказать несколько слов о науке социология. В переводе с латинского и греческого societas – общество и logos – учение. Это – наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных и растений. Социология – это наука о социальном. Как система она охватывает социальные образования и социальные процессы. Она исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение.

Социология помогает изучать жизнь, вооружившись опытом и знаниями всех пред­шествующих поколений, она сформирует социологическое мыш­ление, позволяющее познать и оценить социальный мир с на­учных позиций и получить объективную информацию. Тем бо­лее, что журналисту приходится иметь дело не с машинами, технологиями и товарами, а с другими людьми и их взаимоотношениями.

«Мышление человека – это всегда социальный процесс, на который влияют социально-культурные факторы, жизнь социумов, обычаи, традиции, общение и знания и т.д.»[7]. Что же такое социологическое мышление? Это способность человека охватывать тонкую материю социального взаимодействия. Социологическое знание, в свою очередь, – это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок. Очевидно, что любой вид мышления – экономическое, правовое, административное и т.д. может быть присущ человеку мыслящему, разумному. «Ум – это не «естественный дар», а результат социально-исторического развития человека, общественно-исторический дар, дар общества индивиду»[8].

Социологическое мышление ведет свое начало с естественного права, которое первоначально являлось учением о государстве, но уже в схоластике распространилось на всю общественную действительность. В 17 в. это мышление во все увеличивающейся степени объединяется с философией морали: люди размышляют о своей жизни с тех пор, как они вообще научились думать (классическое учение о государстве древних греков, мудрость древней социальной этики), так что полная история социально-научного мышления проходит через всю историю мышления.

Андрей Здравомыслов в своей работе «О принципах социологического мышления» формулирует несколько принципов данного вида мышления. Во-первых, предметом социологического мышления всегда является прочная связка: человек и общество. При этом явления изучаются не отдельно друг от друга,  а во взаимной связи – общество в восприятии человека и человек в социальном мире.

Во-вторых, автор статьи выделяет некое социальное действие, как предмет социологии. «Это означает, что социолог в своем сознании ищет не столько объективные обстоятельства, которые порождают действие, а он ищет, прежде всего, того, кто это действие производит, и с какими намерениями, целями»[9]. Так вот социальное действие развертывается сразу на нескольких уровнях: микроуровень, мезоуровень и макроуровень.

В-третьих, социальное действие никогда не есть акция одного человека. Всякое действие встречает противодействие (сопротивление со стороны внешней среды, условий жизни, традиций, других интересов). Из этого утверждения следует вывод: для стабилизации общества необходимо разрабатывать методы взаимного предотвращения конфликта, а в этом заключается высокая миссия творческого труда журналистов.

В-четвертых, довольно трудной задачей журналиста, обладающего социологическим типом мышления, является умение предвидеть последствия того или иного социального действия (публикации аналитического материала, обнародования новых сведений и т.д.).  Ответственность за высказывания – вот признак социологически мыслящего человека.

В-пятых, социологическое мышление предполагает понимание событий, развивающихся в определенном социокультурном контексте. Нет таких процессов, которые носят надгосударственный, наднациональный характер. Таким образом, любой процесс обязательно нужно соразмерять с ситуацией, и с тем, куда она движется.

Социологическое мышление тесно взаимосвязано с профессиональным сознанием. Формирование профессионального сознания – это сложный психологический процесс, в результате которого журналист проходит стадию самоопределения, осознания своего долга и ответственности. Профессиональное сознание воспитывается на основе наработанного ранее опыта, но не только. Принципиальные позиции журналистов также напрямую зависят от личностных характеристик, уровня культуры и воспитания. Попросту говоря, порядочный человек будет руководствоваться добродетелями в рамках любой профессии – врача, учителя, водителя, журналиста.

Что же входит в понятие «профессиональное сознание» журналиста? Прежде всего – это профессиональный долг, как некая внутренняя обязанность. Профессиональный долг – «это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни»[10]. Очевидно, что выполнение возложенных обязанностей является делом добровольным, но для многих становится условием существования в журналистике. Основу профессионального долга составляют такие добродетели, как: честность, неподкупность, объективность и законопослушность.

Творческая индивидуальность журналиста в сочетании с твердыми нравственными убеждениями – вот основа для настоящего профессионала. Выполнять свой профессиональный долг – это не просто говорить или писать только правду, это еще и не терять чувство сострадания и сочувствия к людям, заботиться о чистоте и красоте русского языка и т.д. Скорее всего, нет исчерпывающего перечня составляющих профессионального долга, сюда войдет любой действие журналиста, в рамках своей профессии, направленное на благо общества.

Таким образом, без профессионального сознания невозможно и социологическое мышление. Последнее же является ни чем иным, как знанием конкретики самой жизни. Журналистика – универсальная сфера, она позволяет человеку (работнику СМИ) принимать участие во всех направления общественной и политической жизни. Также и сознание журналиста должно быть универсальным и, самое главное, продуктивным. Репортер ищет и открывает новые стороны общественных явлений.

Социальное мышление, как ядро человеческого сознания, всегда направлено на разрешение определенных задач. Мышление выполняет определенные функции: познание, поиск нового, восприятие, воображение, обобщение и т.д. Социологически мыслящий человек – это всегда исследователь. Он без устали стремится достичь истины, при этом, многое, подвергая сомнению.

Подводя итог, можно сказать, что социологическое мышление не совместимо с безнравственностью и безответственностью. Оно всегда направлено на благо общества и отдельного человека. Журналист, действующий в рамках социологического мышления, просто обязан иметь четкую социальную позицию (исповедовать идеи гуманизма и демократии, патриотизма и толерантности). Социологическое мышление позволяет репортеру более адекватно отражать в своих материалах реалии жизни, а также сформировать уважительное отношение к аудитории.

Гарантии достоверности информации в журналистике.

В журналистике информация понимается как общественное благо, это означает, что журналист несет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует средства массовой информации, но, прежде всего, перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием. Стоит отметить, что раньше во времена СССР сотрудники СМИ, помимо конечного читателя, несли ответственность еще и перед партийными органами. Сейчас ситуация в корне изменилась.

На первый план выходит ответственность журналиста перед учредителем (владельцем) издания, радиостанции или телеканала. Что касается ответственности перед читателями, то здесь прослеживается вполне логичная связь – от мнения потребителей информационных услуг, их откликов зависит известность, имидж, место журналиста и его роль в редакции, а в конечном итоге и заработок.

Важнейшей составляющей работы журналиста является деятельность по сбору и проверке фактов, которые в последствии станут основой публицистического произведения. Журналист собирает данные из различных источников: беседа с информатором, просмотр периодики или специальной литературы, навигация во Всемирной сети, поиски в архивах и проч. Особую сложность составляет проблема проверки достоверности информации. Факты часто противоречат друг другу.

Но не одна лишь проверка фактов является признаком профессионализма. Журналист обязан быть психологом и аналитиком, а также: «объективным интерпретатором фактов, человеком, хорошо разбирающимся в жизненных процессах»[11]. Долг журналиста при оценке информации, полученной из разных источников, состоит в том, чтобы определить степень полноты отражения ими реальных событий. Необходимо дойти до истоков противоречивости.

Оценивая сведения, работник пера должен разделить информацию на своеобразные блоки: достоверная, вызывающая сомнения и не достоверная. Здесь важно многое: связь источника с событием, компетентность источника, степень его объективности, отношение к характеризуемому лицу или событию (например, присутствие личных мотивов), и т.д. Журналист обязан проверять не только факты, но и документы. Работа с документальными источниками требует кропотливости и повышенной внимательности. Поиски в архивах тех или иных сведений могут занять целую жизнь. Но разве достоверная, правдивая информация не стоит всей жизни? Вопрос риторический.

Каковы же методы проверки достоверности? Во-первых, сбор дополнительной устной или документальной информации. Чаще всего это расширяет кругозор и глубже погружает исследователя в проблему. Во-вторых, сопоставление сомнительного факта с другими, достоверность которых бесспорна. В журналистике бытует «правило трех источников» – когда совпадение сведений не менее, чем из трех источников, с высокой степенью уверенности может свидетельствовать о достоверности факта. Одним из методов проверки достоверности является так называемое «проигрывание» ситуации в воображении или в аналогичных обстоятельствах. Подобное восстановление событий нередко помогает четко разделить правду от вымысла.

Озадачивает высказывание, встречающееся в последнее время довольно часто о том, что «что журналистика – это власть без ответственности». Причина появления такого выражения – безответственность и безнаказанность некоторых журналистов, ложное понимание ими своей общественной роли, своих прав и обязанностей.

Безответственность в журналистике, как правило, сопряжена с безнравственностью. Чаще всего это следствие недостаточно высокого культурного уровня журналиста. Если сотрудник газеты, радио или телевидения понимает свободу и демократию, как вседозволенность – возможность писать или говорить что ему угодно, о чем и ком угодно, и как угодно, это не может не нанести нравственного ущерба его изданию и пользователям его информацией, а в конечном счете – экономического ущерба коллективу, в котором он работает.

Здесь должна «включаться» профессиональная ответственность журналиста – это некая направляющая его поведения. Профессиональную ответственность надо не только воспитывать в себе, но и учиться ей. Быть профессионально ответственным – значит гарантировать обществу качественное исполнение своего профессионального долга и уметь находить возможности для этого в любых обстоятельствах. Еще одним гарантом исполнения профессионального долга является профессиональная совесть. Эта категория относится к группе личностных характеристик. Это скорее внутреннее состояние человека, его оценка себя и своих действий. Совесть – чуткий индикатор ответственности.

Выявить неточности в собранной информации журналисту часто помогает обращение к справочной литературе, анализ полярных мнений. Информация должна быть оценена всесторонне. Кроме того, важно, как журналист отбирает сведения – может ли он отделять зерна от плевел. Журналист тоже объективен. Профессионализм проявляется в том, чтобы личная позиция автора материала не повлияла на ее достоверность и правдивость. А также журналист должен быть уверен в позитивном воздействии материала.

Ощущение журналистом ответственности за каждое сказанное слово качественно формирует  его подход к работе. Кроме того, настоящий профессионал обязан разрешить для себя вопрос этичности своих высказываний. Важно не задеть и не оскорбить достоинство, например, интервьюируемого или третьих лиц, упоминаемых в материале. В противном случае «писака» неизбежно лишается доверия читателей, он лишается самого дорогого, что должно быть у любого журналиста – доброго имени.

Профессиональная ответственность – это основной механизм самоконтроля для журналиста. Это осознание всей важности своей деятельности, готовность всегда трудиться на благо читателя, слушателя или зрителя. Профессиональная ответственность – это категория духовная. Она существует наряду с ответственностью правовой. Не секрет, что журналист, нарушивший установленные нормы права, может стать объектом гражданской, административной или даже уголовной ответственности.

Способы сбора информации не должны противоречить общепринятым нормам нравственности. «При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы – за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом»[12]. Например, стать обладателем сведений путем прочтения чужой корреспонденции аморально и настоящий профессионал и порядочный человек на такое не пойдет. Руководствуясь внутренним чутьем и нравственным началом, журналист принимает решение – придавать огласке собранную информацию или нет? В каких-то случаях опубликование сведений может быть просто неэтичным. Журналист должен остро чувствовать этот момент. Здесь существуют некоторые приемы: изменение имен действующих лиц, частичное разглашение какой-то информации или полный отказ от публикации.

Можно с уверенностью сделать вывод, что информация, поступающая в эфир или на страницы газеты должна быть не только достоверной. Она должна соответствовать этике и общепринятым нормам гуманности. Приведу пример безответственной работы СМИ из недавнего прошлого – захват заложников в г. Беслан. Журналисты одни из первых прибывают на место происшествия (срабатывает принцип оперативности), далее все телеканалы непрерывно, в деталях начинают рассказывать обо всех перемещениях и действиях федеральных сил. Боевики, находящиеся в здании, смотрят телевизор и имеют ценную возможность ориентироваться, не выходя из школы. Вопрос: оперативность подаваемой информации и ее достоверность служили тогда людям во благо? Ответ: заложникам, по крайней мере, точно нет.

Важнейшими категориями в работе любого журналиста являются «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь». С одной стороны речь здесь идет о самооценке личности,  с другой – об оценке того или иного человека окружающими людьми. Так называемый имидж журналиста строится целиком и полностью из его профессиональных достижений, успехов и неудач. Например, унижая кого-либо в своей статье, незаслуженно оскорбляя, журналист наносит непоправимый урон собственному имиджу. Он лишается доверия читателей, а значит, теряет аудиторию. Профессиональное достоинство на уровне личности проявляет себя в виде установки на поступки, каждый из которых должен соответствовать социальной значимости профессии и общественному представлению об этой значимости.

А в чем же социальная значимость профессии? Об этом можно написать еще одну работу, а может и не одну. Основная задача – обеспечение устойчивого равновесия в обществе. Посредством СМИ люди имеют возможность высказаться, обсудить важнейшие вопросы и узнать необходимую информацию. Можно сказать, что журналистика должна способствовать снятию напряженности в обществе в процессе противоборства различных течений и сил. Эта благородная миссия выполняется пером журналистов-профессионалов, одно слово которых подчас способно изменить весь мир. Профессиональная, нравственная зрелость журналиста проявляется в его способности оценить все возможные последствия опубликованного им текста.

Говоря о такой многообразной сфере человеческой деятельности, как журналистика,  нельзя не подчеркнуть ее социальность, общественную направленность. Без общества, социума нет журналистики. Она призвана служить людям и их духовным потребностям. Поэтому важно воспитывать ответственность в журналистах, но и не мешать их творческому росту. Что бы работники этой нелегкой профессии осознавали всю высокую миссию перед обществом, и всегда несли людям правдивое слово. Настоящие профессионалы любым своим делом должны подтверждать приверженность нравственным принципам.

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что в правильно выстроенной  общественной системе между профессионально-нравственными представлениями журналиста и его профессиональной практикой должна существовать прочная связь. Иными словами, внутренние убеждения порядочного журналиста всегда должны подталкивать его к осуществлению благоприятных перемен там, где им была замечена несправедливость или беззаконие. Обладая острым пером и обличающей силой слова, журналист способен достичь удивительных результатов.

В настоящее время СМИ вступили в фазу накопления авторитета, завоевания доверия читателя, зрителя, слушателя – конечного потребителя информационных услуг. Последний стал более искушен в вопросах качества вещания и издательского дела. Средствам массовой информации теперь приходится завоевывать каждого читателя с большим трудом. И в этой конкурентной борьбе правдивость, гуманизм и демократизм информации, а также ее актуальность будут играть определяющее значение.

Формирование социологического мышления  – неотъемлемая часть профессиональной работы любого журналиста. Лишь в этом случае работник СМИ способен принести максимальную пользу обществу, на благо которого он трудится. А основную задачу журналиста без труда можно увидеть в адекватном и достоверном отражении жизненных реалий.

___________________________________________________________________________________________

[1] Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

[2] Уголовный кодекс РФ, 1996 г.

[3] Официальный сайт Фонда общественного мнения.

[4], [5] Толковый словарь Ожегова.

[6] РИХТЕР А. К вопросу об основных направлениях политики
в сфере массовой информации.

[7] Под ред. Корконосенко С.Г. Социология журналистики: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс. 2004. С. 117.

[8] Ильенков Э.В. «Учиться мыслить» // Русская философия. Имена. Учения. Тексты. Под ред. Солнцева Н.В. – М.: ИНФРА-М. 2001. С. 458.

[9] Андрей Здравомыслов «О принципах социологического мышления».

[10] Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста, Библиотека Гумер.

[11] Теплюк В.М. Этика журналистского творчества.- М.: Мысль. 1980. С. 113.

[12] Кодекс профессиональной этики российского журналиста.


Литература:

1.      Под ред. Корконосенко С.Г. Социология журналистики: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс. 2004.

2.      Андрей Здравомыслов «О принципах социологического мышления».

3.      РИХТЕР А. К вопросу об основных направлениях политики в сфере массовой информации.

4.      Ильенков Э.В. «Учиться мыслить» // Русская философия. Имена. Учения. Тексты. Под ред. Солнцева Н.В. – М.: ИНФРА-М. 2001. С. 458.

5.      Теплюк В.М. Этика журналистского творчества.- М.: Мысль. 1980.

6.      Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста, Библиотека Гумер.

7.      Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

8.      Закон РФ «О средствах массовой информации» – № 2124-1, 1991 г.

9.      Уголовный кодекс РФ, 1996 г.

10.  Толковый словарь Ожегова.

Автор: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Журналистика

 

Tags: , , , , , , , ,

Comments are closed.