RSS
 

Мораль и нравственность журналиста: через профессиональное сознание к профессиональной ответственности

19 Дек

Журналистика выполняет в обществе важнейшие функции и все они – социально необходимы. Это и непрекращающийся диалог между различными общественными группировками, это и просветительская функция, и информационная, и развлекательная. Словом, социальная значимость профессии, ее достоинство неоспоримы. Поэтому важно изучать деятельность журналистов с морально-нравственной точки зрения. А еще важнее формулировать так называемые «неписаные» нормы поведения для работников пера и с самого начала трудовой деятельности прививать их молодым специалистам.

В данной работе будут рассмотрены вопросы морали и нравственности человека и профессионала. Любопытно, что в последнее время на первый план выходят профессионально-деловые качества работников пера. Они зачастую определяют поведение журналистов и мало зависят от их личностных моральных добродетелей. Иными словами, человек выступает носителем функций и ролей, которые ему задаются извне, самой профессиональной системой, в которую он включен.

Общественные нравы зависят уже не столько от этноса индивидов, сколько от общественных систем, в которых люди нашли себе применение. Более того, общественная цена человека определяется не столько его личными моральными качествами, сколько значимостью той сферы, в которой он участвует. Скажем, профессия журналист является популярной и почетной, а вот учитель – нет. Хотя, нельзя утверждать, что общественная ценность учителя ниже. Просто в наше время, на смену духовным ценностям все чаще приходят материальные, имидж профессии формируют уровень дохода, доступ к властным и имущим кругам и проч.

Кроме того, отдельный раздел будет посвящен профессиональному сознанию журналиста, а также вопросу профессионально-этических регуляторов в деятельности работников СМИ. Сознание, осознанность человека – это важнейший компонент его жизни. Именно там, в закоулках разума формируются основные нравственные принципы и профессиональные предпочтения. И это в конечном итоге определяет поведение человека, связанное с выполнением трудовых обязанностей.

В заключительной части работы рассмотрим тему профессиональной ответственности журналиста перед обществом, редактором, учредителем и перед самим собой. Также здесь придется затронуть проблему сохранения профессионального имиджа и достоинства журналиста, а также воспитания профессиональной совести.

Мораль для человека и для профессионала.

«Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека».

Р. Ролан

Для того, что бы начать рассмотрение темы, необходимо выяснить, что же такое – мораль? От латинского moralis «относящийся к нраву, характеру, привычкам», mores «обычаи, нравы, поведение». Уже очевидно – мораль присуща человеческой натуре, напрямую связана с личностью индивидуума. Обратимся к определению понятия: «Мораль – это нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также
сама нравственность»[1]. Понятие «мораль» вполне можно отождествлять с понятием «нравственность» – это «внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами»[2].

В литературе зачастую мораль называется авторами как «социальный феномен». Действительно, мораль невещественна, ее нельзя потрогать, она не является предметом материального мира. Мораль – есть порождение человеческого разума. Она возникла и развивалась вместе с осознанностью человека. Исследование этнографов и антропологов показали, что совместная деятельность людей на заре человеческой истории потребовала не только создание орудий труда, но и выработки определенных норм взаимоотношений и некоторых запретов, которое диктовались необходимостью. Поскольку первые орудия труда являлись и одновременно орудиями убийства, одним из первых запретов – табу – был запрет на убийство соплеменника. Считалось, что за нарушение табу, имеющего священный смысл, могла последовать кара сверхъестественных сил.

Таким образом, первая задача морали заключалась в том, что бы способствовать согласованности интересов людей. И поначалу мораль была единственным регулятором отношений в обществе. К механизмам регуляции также можно отнести обычаи. Обычаи – это веками сложившиеся, многократно повторяющиеся и закрепившиеся правила поведения людей. Они бывают различные: религиозные, национальные, связанные с географическими особенностями и др.

С развитием общества и усложнением межличностных отношений одной морали стало не доставать. Для удерживания равновесия потребовался механизм принуждения, способный поддерживать стабильность и порядок. Здесь на первый план выходит такое явление как «право». В это понятие включены законы, правоприменительная и карающая функции и многое другое. Т.е. речь идет о некой социальной данности, источником


[1], [2] Толковый словарь Ожегова.

___________________________________________________________________________________________

которой выступает государство. Если источником морали является сама человеческая натура, разум, то источником права всегда выступает госмашина. Но как бы ни была хорошо оснащена правовая система (армия, милиция, суды и пр.), она не может являться достаточным регулятором общественных отношений, не опираясь на нормы морали. Мораль и право – это важнейшая связка.

Каковы же черты морали? Во-первых, мораль регулируют общественные отношения в пределах определенной территории. Во-вторых, мораль обеспечивается (охраняется) внутренними убеждениями и силой общественного мнения. В-третьих, мораль санкционируется (устанавливается) общественным сознанием. В-четвертых, нормы морали являются неписанными, т.е. эти постулаты передаются из уст в уста и не содержатся в соответствующих законодательных актах: кодексах, указах и проч. В-пятых, нормы морали всегда оказывают позитивное воздействие на поведение людей. С последним утверждением, кстати, моли бы поспорить многие авторы исследовательских работ на соответствующую тему. Так, в работе Гусейнова А.А. мы встречаем следующие аргументы «против»: «Ницше видел в морали выражение рабской психологии – способ, благодаря которому низшим сословиям удается делать мину при плохой игре и свое поражение выдавать за победу. Она есть воплощение слабой воли, самовозвеличивание этой слабости, продукт рессентимента, самоотравления души. Мораль унижает человека, и задача философа прорваться по ту сторону добра и зла, стать в этом смысле сверхчеловеком»[1]. На мой взгляд, подобный нигилизм разрушителен. Отрицание обществом морали может привести к единственному результату – всеобщему хаосу. А идеология, призывающая к созданию «сверхчеловека» любой ценой уже обернулась в середине прошлого века к человечеству страшной гримасой фашизма.

В середине первого тысячелетия до н.э. родилось так называемое золотое правило нравственности. Оно знаменовало важный поворот в духовном развитии человека. Смысл этого правила состоит в том, чтобы каждый человек, обдумывая свои поступки, не совершал таких действий, которые нежелательны по отношению к самому себе. Скажем, если он не хочет, чтобы его убили, он не убивает сам. Чтобы проверить, хороша ли нравственная норма, ее надо сначала испытать на себе. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой. Став признанной нормой, золотое правило вошло не только в повседневную жизнь и культуру, но и позже и в философию, в общественное сознание в целом.


[1] Гусейнов А.А. Сектор этики Института философии РАН. Этическая мысль. – Ежегодник // Этика и мораль в современном мире. М.: ИФ РАН. 2000.

___________________________________________________________________________________________

Говоря о морали нельзя не рассмотреть ее основные категории – добро и зло. Добро – это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Зло – противоположность добру. От понимания зла зависит и определение добра и наоборот.  Очевидно, что добро и зло находятся в вечном противоборстве друг с другом. Психологи утверждают, что личность изначально не является ни доброй, ни злой. Человеческая природа такова, что человек одинаково способен и на добро и на зло. Сообразно такому взгляду особую ценность признается поступок человека, который предпочитает злу добро, и делает это непременно по свободному выбору.

Профессиональная мораль – это понятие не такое обширное, как мораль человеческая. Профессиональная мораль – это система правил поведения, бытующая в рамках одной профессии и применяемая людьми этой профессии для решения своих профессиональных (трудовых) задач и достижения соответствующих целей. Если говорить о журналистике, то она сама по себе включена в моральные отношения общества. Во-первых, журналистика призвана служить обществу информационно и развлекательно.  Во-вторых, журналистские материалы имеют огромную пропагандистскую силу, не случайно деятелей пера давно уже окрестили представителями четвертой власти (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). На страницах газет и журналов, по телевизору и в Интернете мы можем ознакомиться с материалами о нравах людей, добре, зле, предательстве, взаимовыручке и проч. Вывод: мораль и нравственность человечества едва ли не основная тематика журналистского творчества.  Правильная журналистика всегда на страже нравственных основ. Благотворно влияя на умы, она выступает инструментом морали. Большую роль здесь играют профессиональные приемы – сравнение, сопоставление, оценка. Обращаясь к опыту человечества, журналисту проще аргументировать, отстаивая идеи нравственности.

Профессиональная мораль, как и мораль человеческая, возникла как некое социальное явление, способное объединить ту или иную группу людей. В упрощенном смысле – это правила игры, которые нельзя нарушать, что бы не утратить свою профрепутацию, а также иметь право именоваться настоящим мастером своего дела. Наряду с профессиональной моралью, в обществе существуют такие виды морали, как, например, бытовая, гражданская. Так, повинуясь гражданским нормам морали, человек должен любить и уважать свою Родину, с почетом относиться к государственной символике и т.д. Иными словами, мораль – это всегда общепринятое правило поведение.

Процесс труда направлен на создание общественно полезного продукта – во имя блага, ценности, добра. А значит и сама суть такой деятельности должна быть моральной. Уровень нравственности журналиста (как и любого другого профессионала) проявляется в триаде отношений: к обществу в целом или отдельным его группам;
к самому процессу деятельности; к другим ее участникам, равноправным с ним.

Отношение к обществу складывается в человеке на основе привитых или не привитых ему добродетелей, влияния тех или иных взглядов и идеологий. Учитывая, какой резонанс может последовать после острой публикации, творческий человек всегда должен оценивать силу сказанного слова, просчитывать возможные результаты своей деятельности. Отношение к самому процессу деятельности во многом подразумевает степень добросовестности и скрупулезности в процессе выполнения своей работы, выбор методов и приемов для достижения целей. Приемы могут быть законные, незаконные. Так же как и статья может быть правдивая и лживая. Отношение к участникам трудового процесса, к коллегам, целиком и полностью зависит от уровня культуры и воспитания журналиста, от системы моральных ценностей, а также от наличия или отсутствия корпоративного единства.

Какие же именно принципы относятся к нормам профессиональной морали журналиста? За ответом следует обратиться к Закону «О СМИ» от 27.12.1991 г. № 2124-1 и к Кодексу профессиональной этики российского журналиста (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г., г. Москва). Именно здесь можно найти так называемые «писанные» стандарты профессионального поведения. Основными требованиями, предъявляемыми к журналисту, я назвала бы честность, неподкупность, объективность и законопослушность. Во имя этих добродетелей установлены следующие нормы для работников пера:

  • Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.
  • При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации.
  • Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.
  • Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия.
  • Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим.
  • И т.д.[1]

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что в правильно выстроенной  общественной системе между профессионально-нравственными представлениями журналиста и его профессиональной практикой должна существовать прочная связь. Иными словами, внутренние убеждения порядочного журналиста всегда должны подталкивать его к осуществлению благоприятных перемен там, где им была замечена несправедливость или беззаконие. Обладая острым пером и обличающей силой слова, журналист способен достичь удивительных результатов. Примером тому служит профессиональная деятельность таких людей, как майор Вячеслав Измайлов с его работой в Чеченской республике, Александр Минкин с серией писем на имя Президента РФ, Александр Хинштейн с бесконечными разоблачительными материалами и многие другие. Эти люди не просто блестящие журналисты, они давно перешли в ранг правозащитников и видных общественных фигур, моральные принципы которых никогда не позволят им молчать о несправедливости и лжи.


[1] Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

___________________________________________________________________________________________

Профессиональное сознание журналиста и система профессионально-этических регуляторов.

Формирование профессионального сознания – это сложный психологический процесс, в результате которого журналист проходит стадию самоопределения, осознания своего долга и ответственности. Профессиональное сознание воспитывается на основе наработанного ранее опыта, но не только. Принципиальные позиции журналистов также напрямую зависят от личностных характеристик, уровня культуры и воспитания. Попросту говоря, порядочный человек будет руководствоваться добродетелями в рамках любой профессии – врача, учителя, водителя, журналиста. Однако речь в данном разделе пойдет о нравственной стороне не просто личности, а личности в рамках рассматриваемой профессии – в журналистике.

Нельзя не отметить, что в современном мире творческая работа журналиста практически всегда подчинена (подотчетна) какому-то лицу, группе лиц или организации. Речь идет об редакторе, учредителе, финансовом директоре, спонсоре, акционере и др. Редакционный коллектив всегда включен в некую структуру, которая в той или иной степени диктует свою волю, способна навязать свою информационную политику, а иногда в открытую использует СМИ для достижения политических, экономических или общественных результатов. Не случайно давно бытует фраза о том, что истинно свободных СМИ попросту не существует. За газетами, журналами, телеканалами и радиостанциями всегда стоят чьи-то интересы: будь то государственные, частные или интересы отдельных людей. В результате журналисту, приходящему на работу в то или иное издание, остается лишь присоединиться к информационно-политической направленности редакции или, в противном случае, поискать место более подходящее ему по духу. Но если главной ценностью для работника пера остается наличие работы и денежного вознаграждения, то такой человек готов на все: недобросовестное освещение событий, ложь, информационный подлог и клевету.

В такой ситуации очень важно формировать высокий уровень профессионального сознания журналиста еще со студенческой скамьи. Азы корпоративной культуры  этического поведения молодой специалист должен начинать осваивать еще в ВУЗе, а вот заканчивать знакомство с нравственной наукой он должен в стенах редакции. Нет ничего страшнее, когда студент или начинающий специалист попадает в свое первое издание и сразу же бывает вовлечен в недобросовестную журналистику. Два, три года такой работы и мы получаем пройдоху с пером. Он не научился достойно писать, зато в мастерстве овладел приемами вранья, лицемерия и хитрости.

Есть пример из личной трудовой деятельности. Работая года два назад в одной крупной ежедневной газете, ее тираж составляет от 320 тыс. да 900 тыс. экземпляров (в зависимости от дня недели), я, как корреспондент, получила задание от руководителя службы информации. В чем же оно состояло? Нужно было получить аккредитацию в Правительстве России (так называемом Белом доме), проникнуть туда и познакомиться с уборщицами, администраторами и прочими представителями обслуживающего персонала. Зачем? Чтобы за умеренные (или не очень…) вознаграждения или просто по дружбе разузнавать у них обстоятельства личной жизни крупных чиновников, а если повезет, заполучить копии законопроектов, которые еще нигде и никем не опубликованы и т.д. На мой взгляд, подобные методы допустимы лишь в случае проведения какого-то журналистского расследования, и только тогда, когда речь идет о жизни, здоровье и других абсолютных ценностях. Что бы цель оправдывала средства. Задание, к слову сказать, я так и не выполнила.

Кстати, обычным делом для журналистов в упомянутой службе информации были звонки в госорганы, частные компании или пострадавшим в результате несчастных случаев людям от имени, например, правоохранительных органов. Цель такого «превращения» сбор информации, зачастую весьма конфиденциальной и последующая публикация нередко в приукрашенном и извращенном виде. Деятельность подобных редакций нацелена исключительно на продаваемость материалов, экономическая выгодность публикации «жареных фактов». При этом игнорируются нравственные ценности и само понятие профессиональной чести.

Что же входит в понятие «профессиональное сознание» журналиста? Прежде всего – это профессиональный долг, как некая внутренняя обязанность. Профессиональный долг – «это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни»[1]. Очевидно, что выполнение возложенных на себя обязанностей является делом добровольным, но для многих становится условием существования в журналистике. Основу профессионального долга составляют те добродетели, о которых сказано в прошлом разделе: честность, неподкупность, объективность и законопослушность.

Существует, конечно, более полный перечень обязательств журналиста, они закреплены в Законе от СМИ, Кодексе профессиональной этики, внутриредакционных инструкциях и пр. Однако, в данном случае, целесообразно говорить об общем понятии


[1] Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста, Библиотека Гумер.

___________________________________________________________________________________________

долга, о том, в каком русле должен строить свою работу сотрудник СМИ.  Творческая индивидуальность журналиста в сочетании с твердыми нравственными убеждениями – вот основа для настоящего профессионала. Выполнять свой профессиональный долг – это не просто говорить или писать только правду, это еще и не терять чувство сострадания и сочувствия к людям, заботиться о чистоте и красоте русского языка и т.д. Скорее всего нет исчерпывающего перечня составляющих профессионального долга, сюда войдет любой действие журналиста, в рамках своей профессии, направленное на благо общества.

Следует различать понятия «профессиональный» и «служебный» долг. Если профессиональный долг больше связан со сферой морально-нравственной, то служебный долг – это некая дисциплинарная категория. Так, явиться на работу во время, или подготовить материал к назначенному сроку – это как раз и есть выполнение служебного долга.

Своеобразными регуляторами работы журналистов, их отношений с коллективом и информаторами могут стать внутренние стандарты, правила, кодексы, принимаемые индивидуально для того или иного издания. В некоторых крупных газетах такая практика существует, правда, постулаты не всегда исполняются.  В этих положениях обязательно должна быть провозглашена независимость журналистов, объективность и обоснованность их деятельности и пр. Основываясь на таких внутриредакционных документах, проще построить культуру взаимодействия внутри профессионального коллектива. Там могут содержаться и конкретные этические запреты, например, журналист не может владеть и торговать ценными бумагами той организации, деятельность которой он освещает в СМИ. Или так: запрещается высказывать мнение от имени издания, в котором работает журналист, везде, кроме как на страницах этого издания.

Серьезным регулятором журналистской деятельности может стать общественный контроль. Сейчас много говорят о создании специальной комиссии по соблюдению свободы слова при Общественной палате. Хорошо было бы наделить этот общественный орган функцией контроля за добросовестностью, правдивостью СМИ. Таким образом общественный контроль стал бы деятельностью граждан, объединенных в общественные и иные некоммерческие организации, для осуществления надзора за соблюдением прав и законных интересов читателей. Надзор осуществлялся бы уважаемыми и профессиональными людьми на принципах законности и гласности.

Грани ответственности журналиста.

В журналистике информация понимается как общественное благо, это означает, что журналист несет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует средства массовой информации, но, прежде всего, перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием. Стоит отметить, что раньше во времена СССР сотрудники СМИ, помимо конечного читателя, несли ответственность еще и перед партийными органами. Сейчас ситуация в корне изменилась. На первый план выходит ответственность журналиста перед учредителем (владельцем) издания, радиостанции или телеканала. Что касается ответственности перед читателями, то здесь прослеживается вполне логичная связь – от мнения потребителей информационных услуг, их откликов зависит известность, имидж, место журналиста и его роль в редакции, а в конечном итоге и заработок.

«Объективную основу содержания категории «профессиональная ответственность» составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые он может иметь для общества, для конкретных людей»[1]. Озадачивает высказывание, встречающееся в последнее время довольно часто о том, что «что журналистика – это власть без ответственности». Причина появления такого выражения – безответственность и безнаказанность некоторых журналистов, ложное понимание ими своей общественной роли, своих прав и обязанностей. Безответственность в журналистике, как правило, сопряжена с безнравственностью. Чаще всего это следствие недостаточно высокого культурного уровня журналиста. Если сотрудник газеты, радио или телевидения понимает свободу и демократию, как вседозволенность – возможность писать или говорить что ему угодно, о чем и ком угодно, и как угодно, это не может не нанести нравственного ущерба его изданию и пользователям его информацией, а в конечном счете – экономического ущерба коллективу, в котором он работает.

Каждому человеку, в том числе и журналисту, государство гарантирует свободу творчества. Однако при этом вовсе не отменяются нормы морали и нормы права, воспрещающие, например, вмешиваться в частную жизнь кого-либо. Тонкую грань между «можно» и «нельзя» способен почувствовать настоящий профессионал, хорошо знающий


[1] Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста, Библиотека Гумер.

___________________________________________________________________________________________

свои права и обязанности, сознательно возлагающий на себя бремя профессионального долга и не пугающийся нести ответственность.

Не следует понимать под «профессиональной ответственностью» только лишь те или иные меры взыскания за должностной проступок. Это понимание ответственности в узком смысле. Профессиональная ответственность, на мой взгляд, это еще и право принимать ответственные решения. Этим правом журналист пользуется при выборе актуальной темы, при сборе, обработке информации, при работе над материалом. Профессиональная ответственность воплощена в праве журналиста посредством своего авторского материала обратиться к неограниченному числу людей с призывом, размышлением и пр. Он также может выступить от имени целой группы людей, поднимая, например, какой-либо важный для общества вопрос, начиная дискуссию. Последствия  журналистского материала находятся целиком и полностью в сфере ответственности его автора.

Таким образом, профессиональная ответственность журналиста – это некая направляющая его поведения. Профессиональную ответственность надо не только воспитывать в себе, но и учиться ей. Быть профессионально ответственным – значит гарантировать обществу качественное исполнение своего профессионального долга и уметь находить возможности для этого в любых обстоятельствах. Еще одним гарантом исполнения профессионального долга является профессиональная совесть. Эта категория относится к группе личностных характеристик. Это скорее внутреннее состояние человека, его оценка себя и своих действий. Совесть – чуткий индикатор ответственности.

Ощущение журналистом ответственности за каждое сказанное слово качественно формирует  его подход к работе. Каждое слово, прежде чем оно станет достоянием гласности будет проверено на достоверность и правдивость. Кроме того, настоящий профессионал обязан разрешить для себя вопрос этичности своих высказываний. Важно не задеть и не оскорбить достоинство, например, интервьюируемого или третьих лиц, упоминаемых в материале. В противном случае «писака» неизбежно лишается доверия читателей, он лишается самого дорогого, что должно быть у любого журналиста – доброго имени.

Профессиональная ответственность – это основной механизм самоконтроля для журналиста. Это осознание всей важности своей деятельности, готовность всегда трудиться на благо читателя, слушателя или зрителя. Профессиональная ответственность – это категория духовная. Она существует наряду с ответственностью правовой. Не секрет, что журналист, нарушивший установленные нормы права, может стать объектом гражданской, административной или даже уголовной ответственности.

Важнейшими категориями в работе любого журналиста являются «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь». С одной стороны речь здесь идет о самооценке личности,  с другой – об оценке того или иного человека окружающими людьми. Так называемый имидж журналиста строится целиком и полностью из его профессиональных достижений, успехов и неудач. Например, унижая кого-либо в своей статье, незаслуженно оскорбляя, журналист наносит непоправимый урон собственному имиджу. Он лишается доверия читателей, а значит, теряет аудиторию. Профессиональное достоинство на уровне личности проявляет себя в виде установки на поступки, каждый из которых должен соответствовать социальной значимости профессии и общественному представлению об этой значимости.

А в чем же социальная значимость профессии? Об этом можно написать еще одну работу, а может и не одну. Основная задача – обеспечение устойчивого равновесия в обществе. Посредством СМИ люди имеют возможность высказаться, обсудить важнейшие вопросы и узнать необходимую информацию. Можно сказать, что журналистика должна способствовать снятию напряженности в обществе в процессе противоборства различных течений и сил. Эта благородная миссия выполняется пером журналистов-профессионалов, одно слово которых подчас способно изменить весь мир.

Рассмотренные в данной работе категории «мораль» и «нравственность», «профессиональное сознание» и «этика», «профессиональная ответственность», «честь» и «достоинство» относятся к составляющим духовного мира человека. Они не осязаемы, их нельзя потрогать, это не материальные предметы. Однако трудно спорить с утверждением, что без духовных, нравственных регуляторов человечество так и осталось бы на первобытном уровне развития.

Говоря о такой многообразной сфере человеческой деятельности, как журналистика,  нельзя не подчеркнуть ее социальность, общественную направленность. Без общества, социума нет журналистики. Она призвана служить людям и их духовным потребностям. Поэтому важно воспитывать ответственность в журналистах, но и не мешать их творческому росту. Что бы работники этой нелегкой профессии осознавали всю высокую миссию перед обществом, и всегда несли людям правдивое слово. Настоящие профессионалы любым своим делом должны подтверждать приверженность нравственным принципам.

Образцами являются такие заметные деятели медиабизнеса, как Владимир Познер, Светлана Сорокина, Александр Минкин, Евгений Киселев, Алексей Норкин, Владимир Кара-Мурза и др. Счастье, что есть на кого равняться, хотя судьба многих из них не всегда складывалась ровно. Но если они и попадали в сложные профессиональные ситуации, то лишь потому, что не хотели поступаться со своими принципами и убеждениями.  Никто не может унизить человека, пока он сам не позволит себя унизить. И в любой ситуации порядочный журналист изберет единственно приемлемый для себя путь, основанный на честности и нравственности.

Литература:

1.      Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе. – М.: Хроникер. 2004.

2.      Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. – М.: Мысль.1980.

3.      Гусейнов А.А. Сектор этики Института философии РАН. Этическая мысль. – Ежегодник // Этика и мораль в современном мире. – М.: ИФ РАН. 2000.

4.      Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста, Библиотека Гумер.

5.       Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

6.      Закон РФ «О средствах массовой информации».

7.      Толковый словарь Ожегова.

Автор: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Журналистика

 

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Comments are closed.