RSS
 

Подготовка к интервью

20 Дек

Психология общения собеседников в рамках интервью – это целый комплекс знаний, который необходимо освоить любому журналисту для успешной работы. Взаимодействие на уровне психического восприятия и нервных реакций можно сравнить с невидимой игрой двух сторон. При этом победой в незримом состязании не будет считаться полное нравственное подавление оппонента как личности. Напротив, интересный, живой диалог на равных, построенный на взаимном уважении и сотрудничестве, – вот победоносный результат для любого интервьюера. Достичь высокой планки можно, соблюдая в процессе интервью определенные законы психологии. В этом и кроется залог актуальности выбранной темы.

Возможность общения – это величайшее благо, которым щедро одарила природа человека. Общению, как части человеческой жизни, посвящены соответствующие разделы социологии, психологии и социальной психологии. Однако нельзя сказать, что этот уникальный феномен изучен в достаточной мере в области журналистики. Как правило, в литературе интервью описывается наряду с другими жанрами и не получает детальной проработки и анализа. Между тем, проблемы интервью, а особенно психологические аспекты, сопровождающие это направление деятельности журналиста, весьма многообразны и требуют дальнейшего изучения.

Деятельность журналиста очень многообразна и реализуется в огромном количестве сфер человеческой жизни. Такая универсальность предполагает особенные профессиональные и личностные требования к представителям этой профессии. Помимо высоких умственных и физических способностей репортер должен обладать определенным набором психических качеств – общительность, любознательность, стрессоустойчивость и т.д.

Предполагаемый герой разговора дает согласие на интервью, руководствуясь какими-то мотивами – потребность в самовыражении, личный интерес к интервьюеру,  стремление что-то изменить своими публичными заявлениями, желание кого-то просветить или, напротив, наказать. Сотрудник СМИ должен разгадать присутствующий мотивационный фон. От этого будет зависеть построение самого разговора: тематика, продолжительность, структура. Так, если основной задачей информанта будет жажда возмездия и желание поквитаться с третьей стороной, то совершенно ожидаемо – он только и будет говорить о своих претензиях и обидах, а интервью, скорее всего, пройдет в рамках напряженного эмоционального фона. Хорошо если журналисту только этого и нужно, а если его целью является не взаимная перепалка сторон, а, например, их совместная плодотворная работа до конфликта? В этом случае работнику пера придется приложить массу усилий, что бы перевести разговор и психическое состояние интервьюируемого в иное русло.

Профессиональные качества, необходимые журналисту в его работе, можно и нужно постоянно развивать и совершенствовать. Начинать творческую деятельность необходимо с уяснения таких понятий, как «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь». С одной стороны речь здесь идет о самооценке личности,  с другой – об оценке того или иного человека окружающими людьми.

Так называемый имидж журналиста строится целиком и полностью из его профессиональных достижений, успехов и неудач. Например, унижая кого-либо в своей статье, незаслуженно оскорбляя, журналист наносит непоправимый урон собственному имиджу. Он лишается доверия читателей, а значит, теряет аудиторию. Профессиональное достоинство на уровне личности проявляет себя в виде установки на поступки, каждый из которых должен соответствовать социальной значимости профессии и общественному представлению об этой значимости.

Без профессионального сознания невозможно и социологическое мышление. Последнее же является ни чем иным, как знанием конкретики самой жизни. Журналистика – универсальная сфера, она позволяет человеку (работнику СМИ) принимать участие во всех направления общественной и политической жизни. Также и сознание журналиста должно быть универсальным и, самое главное, продуктивным. Репортер ищет и открывает новые стороны общественных явлений.

Психологическая подготовка журналиста и профессиональная пригодность.

Специфика журналистской деятельности такова, что свойства личности  работника СМИ (интеллект, характер, темперамент, моторика) автоматически становятся основой его профессионализма. Таким образом, успех в работе получает прямую зависимость от умения построить диалог, расположить к себе собеседника, преодолеть разногласия в споре. Подобная связь прослеживается  во всех профессиях, но набор психических качеств в рамках каждой из них различен. Все зависит от рода деятельности.

Так, например, хирургу, оперирующему людей, в отличие от журналиста, вовсе не обязательно быть общительным и обаятельным. Однако уметь сдерживать эмоции, быстро принимать решения и успешно бороться с острыми стрессовыми ситуациями доктор просто обязан. Конечно, помимо этого эскулап должен в совершенстве владеть медицинскими навыками и иметь достаточный запас специальных знаний. Очевидно, что успешная профессиональная деятельность напрямую связана с личностными характеристиками индивидуума.

В литературе существуют целые перечни профессионально-личностных качеств, которыми должен быть наделен журналист. К ним относятся:

  • эрудиция и компетентность;
  • объективность в оценке информации;
  • умение видеть перспективу развивающихся событий;
  • оперативность;
  • литературные способности;
  • умение владеть своими эмоциями;
  • уверенность в себе;
  • сдержанность и чувство такта;
  • обаяние и артистизм;
  • высокие моральные качества;
  • искренность и дружелюбие;
  • знание человеческой психологии и умение общаться с людьми;
  • заинтересованность и увлеченность предметом речи и собеседником.[1]

В перечень можно добавить хорошую память (в том числе визуальную), воображение, настойчивость и находчивость. Вышеперечисленный список, бесспорно, является неким пантеоном качеств, которые следует в себе культивировать каждому журналисту. Но вряд ли можно найти человека, в котором одинаково ярко проявляются все эти свойства характера и темперамента, напротив, каждый имеет свои сильные и слабые стороны. Однако настоящий профессионал все время стремится к самосовершенствованию, к компенсации собственных недостатков за счет достоинств. Всестороннее развитие личности – вот залог успеха журналиста.

Ошибочно мнение, что сотруднику СМИ достаточно быть оперативным в работе и достоверно транслировать полученную информацию. Это лишь малая часть прерогатив настоящего профессионала.  Информация, поступающая в эфир или на страницы газеты, должна соответствовать этике и общепринятым нормам гуманности. Приведу пример безответственной работы СМИ из недавнего прошлого – захват заложников в г. Беслан. Журналисты одни из первых прибывают на место происшествия (срабатывает принцип оперативности), далее все телеканалы непрерывно, в деталях начинают рассказывать обо всех перемещениях и действиях федеральных сил. Боевики, находящиеся в здании, смотрят телевизор и имеют ценную возможность ориентироваться, не выходя из школы. Вопрос: оперативность подаваемой информации и ее достоверность служили тогда людям во благо? Ответ: заложникам, по крайней мере, точно нет.

Смоделировать интервью еще до начала беседы можно путем  мысленного отнесения информанта к той или иной социальной группе. Все мы  условно делимся на различные группировки в зависимости от множества критериев: пол, возраст, профессия, увлечения и т.д. Очевидно, что разговор с подростком до 18 лет строится совсем иначе, чем с человеком, которому, скажем, за 50. Итак, зная предварительную информацию о будущем собеседнике, вполне можно спрогнозировать приблизительное направление разговора.

Успешное деление людей на типы – прерогатива опытного профессионала, имеющего за спиной внушительную практику общения. Однако нельзя забывать о том, что жизнь часто не укладывается в привычные рамки, и может преподнести много сюрпризов. Чтобы не стать жертвой собственных стереотипов, нужно иметь в виду: журналисту в случае необходимости надлежит легко уходить от собственных предубеждений. Используя гибкость ума, репортер должен каждую минуту подвергать анализу свои действия и убеждения.

Знание о собеседнике и предмете беседы позволяет «проиграть» психологическую ситуацию наперед. «Даже если личность интервьюируемого не интересна для журналиста, он должен представить себе то психологическое состояние, в котором будет находиться его собеседник»[2]. Психологическое состояние информанта во время беседы зависит от многих факторов: наличия у него времени, самочувствия, настроения, отношения к интервьюеру, степени критичности будущего материала и пр. Все эти нюансы необходимо учитывать еще до начала встречи, и в зависимости от ситуации выбирать ту или иную манеру ведения разговора, те или иные методы взаимодействия с собеседником.

Большое значение в работе журналиста приобретает его собственный внутренний настрой, то, как он умеет мобилизоввывать свои морально-волевые способности. От этих и многих других факторов, в конечном счете, зависит профессиональная пригодность работника СМИ. Наличие у журналиста специальных знаний, умений и навыков, а также наработанного опыта обеспечивает его высокую профессиональную эффективность.

Важную роль также играет формирование профессионального сознания. Это сложный психологический процесс, в результате которого журналист проходит стадию самоопределения, осознания своего долга и ответственности. Профессиональное сознание воспитывается на основе личного опыта, но не только. Принципиальные позиции журналистов, кроме того, напрямую зависят от личностных характеристик, уровня культуры и воспитания. Попросту говоря, порядочный человек будет руководствоваться добродетелями в рамках любой профессии – врача, учителя, водителя, журналиста. Понятие «профессиональное сознание» тесно взаимосвязано с понятием «профессиональный долг», основу последнего составляют такие качества, как: честность, неподкупность, объективность и законопослушность.

Творческая индивидуальность журналиста в сочетании с твердыми нравственными убеждениями – вот основа для настоящего профессионала. Выполнять свой профессиональный долг – это не просто говорить или писать только правду, это еще и не терять чувство сострадания и сочувствия к людям, заботиться о чистоте и красоте русского языка и т.д. Скорее всего, нет исчерпывающего перечня составляющих профессионального долга, сюда войдет любое действие журналиста, в рамках своей профессии, направленное на благо общества. Вот, что пишет по данному вопросу Максим Николаевич Ким: «Вновь возникает потребность в творчески ориентированных людях, способных не только оперативно сообщить новость, но и осмыслить сложные явления действительности. Соответственно повышаются и квалификационные требования к их профессиональным качествам, знаниям, умениям и навыкам»[3].

Многолетняя работа в журналистике (как и в любой другой сфере) постепенно формирует у человека профессиональное мышление, складывается профессиональный тип личности. Изменения претерпевает все: характер, образ жизни, поведение, манера общения и даже внешний облик. Попробую создать портрет журналиста с большим опытом работы: это весьма общительный, активный и располагающий к себе человек, с предельно внимательным пытливым взглядом и доброжелательным выражением лица, хорошо умеющий слушать и выражать свои мысли, он уверен в себе, достаточно любознателен и чертовски эрудирован.

Возвращаясь к вопросу о профессиональной пригодности в журналистике, следует отметить, что факт соответствия или несоответствия человека данной профессии вряд ли может звучать однозначно. Речь идет о неком необходимом наборе индивидуально-психологических качеств работника. Однако, как уже отмечалось выше, у каждого своя психическая организация, свои сильные и слабые стороны, и при желании в себе можно развить то или иное нужное для успешного выполнения профессиональных задач качество. Единственным критерием соответствия человека его профессиональной деятельности в литературе называется «степень удовлетворенности работника своим трудом».[4] Иными словами, если журналист от своего труда получает удовольствие и радость, а работа позволяет ему вести тот образ жизни, который его устраивает, то он на своем месте.

Умение формулировать и задавать вопросы.

«Газетчики задают дурацкие вопросы. Они смотрят на солнце и спрашивают, светит ли оно».

Сонни Листон

Вопрос – это не просто определенная грамматическая форма   или языковой факт. Вопрос – это способ познания, своеобразный вызов, брошенный одним человеком другому. Образно говоря, это мостик, связывающий умы двух людей в процессе беседы. Любой вопрос есть речь. В свою очередь в основе каждой речи заложено размышление. Спрашивающий облекает зачатки мысли в вопросную форму, а отвечающий должен уловить эту мысль и максимально ее развить.

Ни один диалог не может состояться без такого ключевого компонента общения, как вопрос. С древних времен люди находились в поисках истины, одним из приемов при этом был диалог (вспомним беседы Сократа с горожанами). Вопросы античного мудреца выполняли миссию просвещения и нравственного воспитания. Беседы с Сократом были более чем плодотворны, так как в результате респондент неизменно задумывался о проблемах добра и зла, жизни и смерти, свободы и рабства и пр.

Как правило, отправляясь на интервью, журналист уже представляет себе примерное направление предстоящего разговора. У него заготовлен список вопросов и обозначена тема беседы. Однако не всегда события развиваются по намеченному сценарию, и настоящий профессионал должен быть готов к неожиданностям. Умение сориентироваться в нештатной ситуации – прерогатива опытного работника пера. Собеседник чрезмерно раздражен или напротив предельно безразличен, слишком разговорчив или упорно молчалив, а может, только что сделал ошеломляющее признание или сенсационное заявление. Во всех этих случаях нужно умело перестраиваться в разговоре, при этом заготовленные вопросы могут попросту оказаться не пригодными для дальнейшего ведения интервью. Линия разговора должна прорисовываться собеседниками в результате совместного творчества. Только в этом случае может получиться уникальный и живой материал.

Умение формулировать вопросы – это едва ли не половина успеха в деле создания интервью. В детстве нас учили, что правильно составленный вопрос должен содержать в себе большую долю ответа. Это правило справедливо лишь в той части, что заданный вопрос должен быть как минимум корректным. Однако журналисту не следует собственным вопросом подсказывать собеседнику вариант ответа. Спрашивающий должен оставлять отвечающему место для размышлений и собственного мнения.

Процесс формулировки вопросов обязывает журналиста владеть основами литературного мастерства (на этом базируется стилистическая функция, о которой уже упоминалось выше). Вопросы, заданные в рамках интервью должны быть интересны не только собеседнику, но и читателю, зрителю или слушателю, в зависимости от вида средства массовой информации в данном случае. Очень важно, чтобы вопросы обладали определенной степенью доступности для интервьюируемого лица. Под доступностью следует понимать: по возможности краткость, точность, конкретность, отсутствие сложных терминов и аббревиатур. От этого зависит адекватность и полнота ответов, а значит и успешность у конечной аудитории. Нужно уметь перефразировать заданный вопрос, в том случае, если он вызвал какие-либо затруднения у респондента.

На мой взгляд, очень полезно наблюдать за тем, как же формулирует свои ответы собеседник. Это могут быть длинные витиеватые фразы (что присуще людям творческих профессий, например), или лаконичные отрывистые информационные блоки, своеобразные ответы-отчеты (чиновники, ученые, военные). Сделав полезные наблюдения, разумно строить свои вопросительные предложения в тех же ритме и риторике, что и интервьюируемый. В этом случае шансы найти «общий язык» весьма велики.

Журналист должен постараться исключить возможность уклонения от ответа со стороны респондента. Для этого, во-первых, необходимо хорошее знание предмета обсуждения. Во-вторых, вопрос должен иметь для собеседника тот же смысл, что и для интервьюера. И, в-третьих, вопрос должен содержать в себе только одну ключевую мысль, в противном случае оппонент ответит лишь на один – последний вопрос, либо выберет из всех вопросов самый «удобный».

Подробная классификация вопросов приведена в монографии Шумилиной Т.В.[5] Вопросы подразделяются на три большие группы по трем основаниям: по форме, по функции и по воздействию на собеседника.

В зависимости от формы вопросы бывают: открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные.

Открытые вопросы предоставляют собеседнику обширное поле для размышлений и развернутого ответа. Такие вопросы годятся для объемных аналитических материалов. Напротив, закрытые вопросы позволяют респонденту дать лаконичный ответ: «да» или «нет». Закрытые вопросы используются в тех ситуациях, когда рамки интервью сжаты и необходима краткая информация. Кроме того, вопросы закрытого типа широко используются во всевозможных блицопросах, при создании статистических материалов. Подобные разделы, кстати, нередко включают в большие аналитические интервью, когда герой разговора в финале односложно отвечает на ряд закрытых вопросов.

Отличие прямого вопроса от косвенного кроется в степени завуалированности конечной цели – выяснения той или иной информации. Другими словами, прямой вопрос прозрачен, он не дает собеседнику уйти от ответа. Косвенный вопрос будто бы снимает с респондента часть ответственности за его ответ. Внимание фокусируется на чем-то другом, но очень близком к объекту нашего интереса. Например, не каждому собеседнику можно задать прямой вопрос о размере его заработной латы. Однако у многих можно  спросить: «В Вашей организации существует текучка кадров, связанная с низким уровнем оплаты труда?».

Смягчить остроту напора в общении можно предпочтя личному вопросу безличный. Личный вопрос всегда ставит собеседника в самый центр разговора, т.е. предлагает дать ответ от своего имени и под свою ответственность. Не каждому это под силу, в виду характера, социального статуса и прочих причин. Безличный вопрос позволяет отвечающему остаться в тени, ответив с позиции стороннего наблюдателя. Например: «Как Вы оцениваете действия нового руководства компании по пятибалльной шкале?» – это личный вопрос. Или: «Многие работники полагают, что с приходом нового руководства дела компании пошли намного хуже прежнего. Какие утверждения наиболее объективно описывают сложившуюся ситуацию?» – далее различные варианты ответов. Это безличный вопрос. В качестве обезличивания вопросительного предложения часто используется прием абстрагирования от реальной ситуации или обращение к будущему.

В зависимости от функции вопросы бывают основные, дополнительные и контрольные.

Основные вопросы журналист заготавливает заранее. Именно они в итоге приносят наиболее важные сведения. Дополнительные вопросы служат для уточнения основных, а контрольные помогают проверить, обладает ли собеседник теми сведениями и знаниями, о которых заявляет. Здесь речь идет о проверке информации на достоверность.

В зависимости от степени воздействия на собеседника вопросы могут быть нейтральными, наводящими или подсказывающими.

Наводящие и подсказывающие вопросы имеют одну общую задачу – они призваны облегчить интервьюируемому его ответ. Кроме того, этот тип вопросов имеет психологическую функцию – подобная помощь способна успокоить собеседника и настроить его на дружелюбный лад. Однако репортер должен помнить, что все хорошо в меру и переусердствовав с подсказками, можно напрочь лишить собеседника собственного мнения.

Вышеприведенную классификацию можно дополнить. Вопросы могут быть развивающие (как разновидность дополнительных); уличающие (как разновидность контрольных) их задают в тех случаях, когда на лицо противоречия в ответах либо у журналиста возникло сомнение в компетенции респондента.

Ясность и точность информации достигается посредством  количественных вопросов – с использованием слова «сколько».

Заглянуть в будущее, дать волю фантазии или спрогнозировать дальнейший ход событий позволяют гипотетические вопросы. Правда, в этом случае информация будет носить условный характер.

Проективный вопрос, например: «Если бы Вы получили возможность сделать заявление на весь мир, что бы Вы сказали?» – приоткрывает завесу внутреннего мира человека, обнажает его устремления и систему моральных ценностей.

Сменить тему в нужный момент помогут переходные вопросы – так называемые, вопросы-мосты.

В литературе встречается упоминание о пассивных и мимических вопросах. Они призваны побуждать собеседника к ответу. Пассивные вопросы – это краткие выражения, например: «Правда?», «Что Вы говорите?!». Основная задача – воодушевить собеседника на дальнейший контакт. Мимические вопросы – это тоже побуждение, но посредством жестов, мимики, телодвижений. Вскинутые удивленно брови, вопросительный взгляд, энергичные движения рук – все это попадает в разряд мимических вопросов.

Серьезным подспорьем для журналистов в профессии служат, так называемые, молчаливые или «немые» вопросы. Попросту говоря – это многозначительные паузы, которые намеренно делает корреспондент с целью стимуляции диалога. Это психологический прием, так как собеседник зачастую старается заполнить тишину и выдает дополнительную информацию. Не всякий репортер умеет держать паузу и не всякий собеседник может уверенно себя чувствовать в подобной ситуации.

Стоит отметить, что это далеко не полный перечень разновидностей вопросов. Они бывают: риторические и перегруженные, личные  и провокационные, корректные и некорректные, льстивые и глупые, блокирующие и каверзные, фокусирующие и вопросы-несогласия, а также вымогающие и эпатирующие и др.

Таким образом, журналистика оперирует разнообразным арсеналом средств, а вопросы так же многообразны, как и сами жизненные ситуации, в которых они могут пригодиться.

Несколько слов хотелось бы сказать об интонации и тональности в процессе общения. Любой вопрос может прозвучать как дружеское приглашение к беседе или как упрек, а возможно и требование. Все зависит от того смысла, который  говорящий вкладывает в слова, а также звучащей тональности. Вопросительную интонацию можно сопровождать агрессивным, раздраженным тоном или, напротив, спрашивать вежливо, с доброжелательной предупредительностью.  Вывод: один и тот же вопрос может прозвучать по-разному. Выбор вариантов напрямую зависит от того, какую цель преследует интервьюер – то ли он стремится создать психологически комфортные условия для собеседника, то ли желает надавить на него и «вывести на чистую воду».

Нужно понимать, что вопрос может выдать журналиста – обнажить его отношение к предмету разговора и к собеседнику. Не всегда приходится работать с приятными и интересными людьми. Например, адвокат, защищающий преступника, вовсе не обязан в душе одобрять совершенные поступки и испытывать личные симпатии к подзащитному. Его задача – руководствоваться буквой закона и следить за соблюдением процессуальных норм. Беспристрастное выполнение своих обязанностей – вот залог профессионализма любого адвоката.

Подобная аналогия вполне применима и к журналисту. Он обязан соблюдать принципы вежливости и справедливости вне зависимости от того, кто находится перед ним, разделяет ли он политические и личные взгляды собеседника, приятен ли ему лично оппонент. Примером бесконечного профессионализма для меня всегда служит работа Владимира Владимировича Познера с его исключительной предупредительностью, уважением, вниманием и доброжелательностью в отношении к любому собеседнику. Смотришь телевизионные передачи с участием Владимира Владимировича, и в голову приходит мысль – может, Сократ в древности таким же ровным спокойным голосом задавал свои пытливые вопросы, и также при этом проницательно вглядывался в человека?

Выводы:

Каждый человек наделен своей неповторимой психической организацией – соотношением тех или иных склонностей, особенностью течения душевных процессов, остротой субъективных ощущений, эмоций и памяти. Свойства психики можно условно разделить на две группы: данные от рождения и приобретенные самостоятельно путем внутренней работы. Первые являются неотъемлемой частью личности. Их можно подвергать коррекции, но нельзя забывать, что от себя убежать невозможно – то, что дано природой, является довольно прочной основой человеческого «я». Вторая группа психических качеств человека воспитывается им самостоятельно в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта, а также посредством определенных упражнений и психотренингов.

Некоторые способности достаточно лишь активировать – создать благоприятные условия для успешного развития. Так, студенты актерских ВУЗов для того, что бы научиться свободно держаться перед аудиторией, декларируют стихи и поют песни в людных местах: переходах метро, на центральных улицах, у электричек в час пик. «Питательной» средой для проращивания молодых ростков творчества будущего журналиста является живое общение с людьми. Уроки межличностного взаимодействия бесценны и не могут быть заменены безликой перепиской во всевозможных форумах и чатах всемирной сети Internet.

Несколько слов о социальной значимости профессии. Основная задача журналистики – обеспечение устойчивого равновесия в обществе. Посредством СМИ люди имеют возможность высказаться, обсудить важнейшие вопросы и узнать необходимую информацию. Можно сказать, что журналистика должна способствовать снятию напряженности в обществе в процессе противоборства различных течений и сил. Эта благородная миссия выполняется пером журналистов-профессионалов, одно слово которых подчас способно изменить весь мир. Профессиональная, нравственная зрелость журналиста проявляется в его способности оценить все возможные последствия опубликованного им текста.

Термин «интервью» происходит от англ. interview, т.е. беседа. Помимо основной задачи – побуждение собеседника ответить на обращенную к нему речь – вопросы выполняют две важные функции. Во-первых, психологическую и, во-вторых, стилистическую. Первая заключается в налаживании дружеского контакта с интервьюируемым или хотя бы отношений, основанных на сотрудничестве. Вторая функция вопросов кроется в форме их выражения. Иными словами, от того, как построены вопросы, зависит вся драматургия журналистского материала.

Вопросы подразделяются на группы по различным основаниям. Такое деление не может носить исчерпывающий характер, так как виды вопросов многообразны, как и сама жизнь. Единственное, что объединяет эти группы – конечная цель. Ее можно сформулировать кратко:  целенаправленный поиск информации.


[1] Кодола Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 120.

[2] Шумилина Т.В. «Не могли бы Вы рассказать…». – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. – С. 65.

[3] Ким М.Н. «Технология создания журналистского произведения».

[4] Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Тандем, 1999. – С. 78.

[5] Шумилина Т.В. Указ. соч. – С. 71.

Литература:

Монографии:

Вирт Б., Все о человеке, его характере и языке тела. Наука понимать людей. – М.: Гранд, 2006. 360 с.

Димитриус Э., Мазарелла М. Читать человека как книгу. – М.: Эксмо, 2007. 448 с.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – Спб.: Питер, 2008. 235 с.

Петрова А.Н. Искусство речи. – М.: Аспект Пресс, 2008. 125 с.

Рвачева Е. Как стать мастером общения? 49 простых правил. – М.: Эксмо, 2008. 128 с.

Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Тандем, 1999. 352 с

Степанов С. Язык внешности. – М.: Эксмо, 2007. 416 с.

Суховершина Е.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2009. 111 с.

Шумилина Т.В. «Не могли бы Вы рассказать…». – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. 137 с.

Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. – Спб., «Авалон»; «Азбука-классика», 2006. 240 с.

Учебные пособия и справочники:

Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. 295 с.

Кодола Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. 174 с.

Лукина М. Технология интервью: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. 192 с.

Станкин М.И. Психология общения: Учеб. Пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. 352 с.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М.: Знание, 1980. 137 с.

Интернет:

Головаха Е.И., Панина Н.В. «Управление эмоциями».

Ким М.Н. «Технология создания журналистского произведения».

Автор: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Журналистика

 

Tags: , , , , , , , , ,

Comments are closed.