RSS
 

Невербальная информация в журналистике

20 Дек

Попытаемся отойти от привычного подхода к журналистскому жанру «интервью», оставить на время теорию о видах и композиции интервью, технических средствах записи и т.д. В работе будет проанализирована менее рациональная, но не менее важная сторона интервьюирования – внутренняя интуиция собеседников в процессе общения, особенности межличностных связей, а также богатый мир человеческих эмоций и взаимного восприятия. Перечисленное можно объединить в одно понятие – психологический компонент общения,  который выступает в данном случае объектом исследования и присутствует в любом интервью между двумя сторонами – журналистом и собеседником.

Работа над темой сопровождалась использованием разнообразной литературы, а именно: монографий, учебных пособий, авторских статей и Интернет источников. Несмотря на ощутимый дефицит научных трудов, посвященных непосредственно жанру интервью, неплохим подспорьем стали такие книги, как: «Не могли бы Вы рассказать…», Шумилина Т.В.; «Интервью: Методика обучения. Практические советы: Учебное пособие для студентов вузов», Кодола Н.В.; «Технология интервью: Учеб. Пособие для вузов», Лукина М. Оставшаяся литература носит менее конкретизированную тематику и содержит общие сведения по проблемам интервьюирования, практической журналистики, психологии общения, в том числе делового, теории коммуникаций и т.д. Отдельный блок литературы включает в себя сведения по вопросу невербальной информации. К таким книгам относятся: «Язык внешности», Степанов С.; «Все о человеке, его характере и языке тела. Наука понимать людей», Бернхард Вирт; «Читать человека как книгу», Димитриус Э., Мазарелла М., а также некоторые разделы других книг из списка литературы.

Наряду с вербальным языком человечество издавна использует невербальные средства общения. Об огромной роли невербалики красноречиво свидетельствует  существующая статистика: «При воздействии информации сила влияния распределяется следующим образом – на язык приходится 7 %, на голос – 38 %, а остальные 55 % на невербальные средства»[1].

Невербальные знаки – это жесты, мимика, позы тела, выражения глаз, одежда. Психологи давно заметили, что, во-первых, существует прочная связь между вербальной и невербальной коммуникациями. И, во-вторых, невербальная информация носит психологический характер и является зеркалом внутреннего состояния человека.

Во время проведения интервью важно внимательно наблюдать за собеседником, за тем, какую позу он принимает, в каком положении держит руки, куда и как смотрит. Из совокупности этой информации можно извлечь множество полезных сведений о герое интервью: скрытен он или сразу же готов распахнуть свою душу, опасается чего-либо или, напротив, горячо желает высказаться, правдив ли он или его слова не стоят копеечной монеты и многое другое.

Информацию о собеседнике несут в себе не только мимика, жесты, поза тела, но и другая внешняя атрибутика: одежда, аксессуары, черты лица и даже походка. Известная фраза «встречают по одежке, а провожают по уму», справедлива, как и всякая народная мудрость. По силуэту костюма, цвету, состоянию можно сформировать представление о вкусах, социальном положении и чертах характера человека. В ситуации встречи собеседников для проведения интервью подобная оценка происходит перекрестно – стороны взаимно оценивают друг друга (если не идет речь об интервью по телефону, конечно).

Разговор без слов: язык мимики и жестов.

Невербальные знаки берут свое начало где-то глубоко в психике человека, это, так называемые, врожденные неврологические программы. Они действуют автоматически и их довольно сложно корректировать. Однако есть и другой блок невербальных знаков, которые обусловлены социальной средой, в частности культурой, отношением к той или иной группе, семье. Приведу пример. Чересчур громкий смех, несдержанное размахивание руками – все это в культурах разных стран может быть истолковано по-разному. В старой доброй Англии как верх невоспитанности. А в Италии как норма. Речь идет о национальных особенностях темперамента.

Давно подмечено, что северные народы менее эмоциональны и подвижны, им, исходя из климатических условий, просто необходимо сберегать внутреннюю энергию. Южане, напротив, суетливы, разговорчивы, общительны. В них таится огромный запас энергии солнца и тепла, и весь этот потенциал неизменно ищет выхода наружу.

Подобное деление людей, разумеется, условно. В рамках одной и той же национальности встречаются люди с разными темпераментами и признаками личности.

В чем же заключается взаимосвязь вербальной системы координат и невербальной? Во-первых, невербальные знаки часто заменяют речь. Это попросту удобно – вместо фразы: «Я с Вами согласен» – утвердительно кивнуть головой. Во-вторых, значение тех или иных слов можно усилить мимикой или жестами. Слова угрозы, например, сопроводить демонстрацией сжатого кулака. В-третьих, невербальные знаки, как правило, «стоят» на страже правдивости. Иными словами, организм человека практически всегда отвечает конфликтом между лживой речью и физиологическим состоянием. На этом и построена работа детекторов лжи – у человека, говорящего неправду, поднимается давление, учащается пульс, может вспыхнуть румянец.

В литературе можно встретить разнообразный перечень языков невербального общения: кинесика (движение тела), вокалика (особенности голоса), хаптика (прикосновения к собеседнику), проксемика (пространственное расположение), хрономика (наука о времени), артефакты (атрибуты внешности – украшения, одежда и пр.), ольфактика (запахи), эстетика (музыка, свет). Нет нужды подробно останавливаться на всех разновидностях, я рассмотрю лишь те, которые имеют важнейшее значение для успешной работы журналиста при подготовке интервью.

Кинесика изучает невербальные средства общения путем телесных движений. Основной постулат учения звучит так: каждое движение имеет свое значение. Для того, что бы с легкостью «читать» собеседников, наблюдая за их жестикуляцией, необходимо знать, на какие группы подразделяются жесты.

Жесты-эмблемы всегда являются точным отражением того или иного вербального акта. Приподнятые вверх и тот час опущенные вниз плечи – это жест незнания, он способен заменить или подкрепить слова: «Я не знаю».

Жесты-иллюстраторы являются приложением к речи. Они призваны вызвать некие образы в воображении собеседника. Например, рисование какого-то изображения в воздухе для большей наглядности.

Жесты-адапторы отражают эмоциональное состояние человека. Они подразделяются на самоадапторы (пожимание плечами при растерянности, потягивание при скуке и пр.), альтерадапторы (движения по отношению к телу собеседника) и объект-адапторы (движения, связанные с посторонними вещами).

Жесты-регуляторы отвечают за усиление или ослабление эмоциональности разговора. В качестве примера можно привести образ приятного собеседника – это человек, прямо смотрящий в глаза рассказчику, периодически одобрительно кивающий головой.

Изображения аффектов – отражает психическое состояние человека: радость, печаль, гнев, раздражение и т.д. Эмоции мы обычно «считываем» с лица собеседника, особую роль при этом играют глаза. Совершенно очевидно, что знание языка жестов позволяет лучше понять, что думает о вас собеседник, с каким настроением он пришел на встречу, какие цели преследует, а также оценить степень его уверенности в себе.

Значительную роль в жизни каждого человека играет тактильный контакт. Начиная с самого детства, когда малыши нуждаются в материнских прикосновениях и, заканчивая зрелыми годами, когда касания родственников воспринимаются, как забота. Чаще всего беседа двух людей начинается с прикосновения – рукопожатия. Не следует легкомысленно относиться к этой традиции, так как с нее разговор начинается и ею же заканчивается. Важно не то, состоится ли рукопожатие, важно то, как оно произойдет. Если будущий собеседник во время приветствия коротко и вяло пожимает руку оппонента, вывод напрашивается сам собой: этот человек вовсе не заинтересован в разговоре, либо заявленная тема для него уже не актуальна. Напротив, если один человек долго и жарко пожимает руку другому человеку, при этом улыбается и заглядывает в глаза – можно не сомневаться – беседа пройдет удачно. Жестом под названием «перчатка» пользуются старые добрые знакомые, которые, в самом деле, рады встрече: руку одного человека второй обхватывает двумя ладонями и потрясает некоторое время.

Немало информации можно извлечь из того, в каком именно положении оказываются ладони людей при рукопожатии. Если чья-то рука оказывается сверху над рукой оппонента – верный признак – первый стремится к явному лидерству. В случае если обе ладони перпендикулярны поверхности пола, стороны готовы идти на компромисс и строить отношения на паритетной основе.

Расшифровать закодированную в жестах информацию поможет знание их соответствующей классификации. Так, например, теории коммуникации известны жесты открытости. Они демонстрируют искренность человека, и желание говорить без лукавства. К этой группе относятся такие жесты, как положение рук ладонями вверх, расстегивание пиджака во время разговора. Иногда оппонент может снять пиджак – это будет свидетельствовать, что он расслабился и достиг комфорта.

Жесты подозрительности, недоверия выглядят иначе. Собеседник может сутулиться, сжимать ладони в кулаки, машинально прикрывать часть лица – глаза, подбородок. Если говорить о мимике в этот момент, то здесь возможны поджатые губы, прищуренные глаза.

Человек, старающийся что-то скрыть, сделает все, что бы  поменьше встречаться с собеседником глазами. А скрываемый нервоз приведет к некоторой несогласованности движений. Нужно быть достаточно внимательным наблюдателем, что бы подмечать подобные мелочи. Кроме того, необходимо анализировать полученную информацию, делать выводы.

В конфликтных ситуациях, в случае взаимного напряжения, собеседник, испытывая опасность или угрозу, подсознательно пытается защитить себя и скрещивает руки на груди. Это оборонительная поза. Ей могут сопутствовать сжатые кулаки. Все это должно явиться сигналом для журналиста, необходимо, как говориться, сбавить обороты, снизить темп речи, улыбнуться или вовсе перевести тему разговора в иное русло.

Кстати, скрещенные на груди руки – это популярный жест среди предпринимателей. Эти люди вполне уверены в себе и спокойны. При этом они выставляют большие пальцы рук вверх. В таком положении рук проявляется чувство превосходства.

Жесты размышления и оценки используют люди в ситуации, когда они погружены в свои мысли, им нужно взвесить все прозвучавшее в разговоре. При этом с задумчивым выражением лица они подпирают голову рукой. Также поразмыслить над происходящим «помогают» растирания виска или переносицы, покусывание ручки или дужки от очков.

Сомнения и неуверенность люди нередко выражают путем почесывания пальцем правой руки под мочкой уха или боковой части шеи. Нежелание слушать собеседника может быть выражено в опущенных веках глаз, а также потягивании мочки уха. Усталость от разговора зачастую демонстрирует разворот корпуса к двери, на подсознательном уровне оппонент уже приготовился выйти из помещения. Если собеседник снимает очки и откладывает их в сторону, то это также свидетельствует о том, что пора заканчивать интервью.

Уверенные в себе люди, относящиеся с высокомерием к окружающим или к конкретному собеседнику, используют жест «закладывание рук за голову». Нельзя такую позу назвать образцом изящества и такта, считаю, что она допустима лишь в неформальной обстановке. Кстати, мудрый журналист в подобных случаях попытается вынудить собеседника изменить положение тела или рук. Например, протянув какой-то предмет, лист бумаги. Оппоненту ничего не останется делать, как разомкнуть руки, опустить их и потянуться за предметом.

Существуют, так называемые, жесты нетерпения. Взгляд опущен к полу, человек старается отвернуться от собеседника, да к тому же постоянно собирает несуществующие ворсинки с собственного костюма – такая картина красноречиво демонстрирует несогласие с тем, что прозвучало или стойкую потерю интереса.

Какие бы жесты не демонстрировал интервьюируемый, за каждым из них всегда кроется целый кладезь информации. Расшифровать ее – непосредственная задача сотрудника печати. Собеседника нужно «читать» как книгу, а можно и поиграть с ним, например, незаметно копируя его жестикуляцию в процессе разговора. Если делать это ненавязчиво, можно усилить к себе симпатию оппонента и вызвать его к откровенности.

Огромное значение имеет выражение лица и глаз (мимика) беседующих людей. Это, так называемый, «мимический паспорт» человека. Я неоднократно замечала, если стоя у кого-то за спиной произнести какие-то строгие слова или претензию, тот, прежде чем реагировать на сказанное, обязательно повернется в мою сторону и вопросительно всмотрится в лицо. Иными словами, одного содержания фразы и тона человеку оказывается недостаточно. Полная картина создается лишь после визуального «считывания» мимики. Кроме того, по выражению лица мы можем судить, понял нас собеседник или нет, приятен ли ему тот или иной вопрос, обладает ли он необходимыми знаниями, что бы ответить. Также мимика демонстрирует эмоциональные реакции – радость, стеснение, влюбленность, злобу, умиротворенность и прочее.

Так, например, дрожащие или поджатые губы могут свидетельствовать о нервозности оппонента и даже лживости. Неестественной улыбкой лжецы пытаются скрыть свою неискренность. Прищуренный взгляд – признак подозрительности и недоверия. Ухмылка одной стороной рта (ассиметричная) присуща скептикам.

Отдельно хотелось бы осветить тему визуального контакта людей. Взгляд – это один из компонентов невербального общения, а так же способ установления отношений. Любое личное знакомство начинается с первого взгляда. Одним взглядом в ситуации полной тишины можно повлиять на поведение другого человека, посмотрев гневно или наоборот ласково. Самым большим вниманием у окружающих пользуется именно эта часть лица – глаза.

Правила делового общения гласят, что «взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70 % всего времени общения»[2]. Если эта пропорция меньше, то речь идет о скованности  и зажатости собеседника, такому человеку будет сложно вызвать к себе доверие. Кстати, справедливо звучит известная всем фраза «глаза – зеркало души». Если жесты и мимику можно усилием воли и разума контролировать, то никто не в силах влиять на реакцию своих зрачков. Дело в том, что они непроизвольно расширяются и сужаются, а, значит, выдают реакцию на сказанное или услышанное. Так, когда человек испытывает радость, его зрачки расширяются более чем в четыре раза по сравнению с обычным состоянием. И, напротив, прилив злости и агрессии автоматически приводит к сужению зрачков.

Взгляды бывают очень разные, все они окрашены той или иной эмоцией, а также состоянием души или разума человека. Взгляды бывают злобные и ласковые, прямые и искоса, завистливые и доброжелательные, задумчивые и внимательные, счастливые и несчастные, покровительственные и с мольбой, продолжительные и короткие (мельком) и др.

Если во время разговора у интервьюируемого бегают глаза – скорее всего, хитрит или прямо лжет. Правда, возможно, нервничает. Задача репортера понять, в чем причина переживаний собеседника, и попытаться устранить ее.

Одновременно журналисту важно следить за собственным выражением глаз и лица. Ведь настроение людей имеет свойство зеркальности, то есть передается от одного человека к другому. Иными словами, на интервью нужно идти с блеском в глазах, что всегда свидетельствует о вдохновении и даже некоторой влюбленности. И, если задор распространится на собеседника, материал получится искренним, информативным и живым.

«Говорящие» детали внешнего облика человека.

Совокупность внешних признаков может стать кладезем информации. Еще с древних времен люди пытались установить связь между внешностью и характером, а также особенностями интеллекта. Нужно признать, что на этом пути было сломано немало копий и, что страшнее, судеб. Вспомним бесчеловечную псевдонауку превосходства «истинных» арийцев над всеми народами мира, и как одно из оснований подобного возвышения – «особенную» форму черепа.

Много раньше проблематикой занимался Аристотель, проводя аналогии между внешностью человека и обликом животных. Так, например, индивид, которому природа ссудила орлиный нос, непременно должен был обладать заметной долей смелости. А человек, унаследовавший от родителей крючковатый орган дыхания, постоянно насторожен и недоверчив. Постепенно формировалась наука – физиогномика, устанавливающая связь между внешними признаками людей и их психологическими характеристиками. Наука была известна как Древней Греции и Риму, так и на востоке. Позже древние увлеклись, так называемым, лицегаданием – определением судьбы человека по чертам лица.

В конце XVIII века Иоганн Лафатер создал труд, где подробно описал приемы распознавания человеческой натуры по рельефу лица. Можно привести еще ряд подобных теорий и авторов, важно одно: физиогномика так и не стала официальной наукой вплоть до наших дней. Отдельные частицы истины содержатся практически в любой высказанной на эту тему идее, но как такового систематического научного метода выведено так и не было.

Показательна здесь теория итальянского психиатра Чезара Ломброзо о врожденном преступном типе. Ломброзо, имеющий многолетний стаж работы тюремным врачом, создал любопытную классификацию лицевых черт преступников. Кроме того, что бандиты и воры внешне отличаются от законопослушных людей, по мнению исследователя, они несут в себе признаки первобытного человека. Так называемыми, сегментами преступности выступают: асимметрия лица, сниженный порог боли, неспособность краснеть, неправильное строение черепа, склонность к татуировке и т.д.

Ломброзо приводит и целый перечень психических аномалий. В своих догадках итальянец пошел дальше, решив не просто отличать преступников как таковых, но и дифференцировать их в зависимости от противоправного деяния. Весьма заманчиво было бы распознавать в человеке преступника еще до того, как он совершил свой гнусный поступок. Однако, при всей оригинальности этой теории она не нашла дальнейшего научного подкрепления и не попала в арсенал криминалистов.

Как правило, одежда призвана служить знаком групповой принадлежности. Например, каждый из нас легко может нарисовать внешний образ домохозяйки, это практичная неброская одежда, такая же обувь, как правило, довольно короткая небрежная стрижка (потому что так удобнее) и, в классическом исполнении, хозяйственная сумка в руках. Совершенно иным будет образ деловой женщины – строгий костюм, безупречная прическа, обувь на высоком каблуке. В руках папка для бумаг или портфель.

Яркий пример групповой дифференциации через обмундирование представляют собой армии всех стран мира. Форма военных всегда сильно отличается от любой другой одежды. Встретив на улице солдата, ни у кого не возникнут вопросы о его принадлежности к той или иной группе.

В отличие от солдат, обычные люди выбирают себе одежду сами. В этом и кроется секреты их внешности. Можно сказать, что, надевая тот или иной комплект одежды, человек в какой-то степени выдает сам себя для окружающих. Какие же параметры мы оцениваем, прежде всего, глядя на одежду нашего собеседника? Во-первых, от нашего внимания не ускользает информация о стоимости одежды, здесь важны такие понятия, как растиражированность, модность и качество.

Во-вторых, мы прислушиваемся к нашим визуальным ощущениям, проще говоря, мы решаем – идет ли данный костюм оппоненту, гармоничен ли созданный силуэт? Вся эта бессознательная работа тут же переходит на личность собеседника, это важный момент, можно его условно назвать «вынесение приговора». Внутренне мы «приговариваем» человека, присваиваем ему тот или иной статус, например, элегантного модника или неряхи.

Индивидуальные особенности  и склонности диктуют человеку не только выбор профессии, но и манеру одеваться, а также цветовые предпочтения. Выбор нейтральных цветов говорит о стремлении скрыться в общей массе. К таким цветам, например, относится серый. Человек, одетый в серое, может оказаться скрытным молчуном. Костюм, выдержанный в ярких тонах, свидетельствует об обратном – любитель радикальных цветов желает быть в центре внимания, его задача – выделиться, во что бы  то ни стало.

Отдельное внимание можно обратить на черный цвет, он является воплощением небытия, полного отсутствия какого-либо оттенка. Одежда черного цвета может стать залогом таинственности, грусти, взгляда, обращенного внутрь себя. Человек в черном как будто дистанцируется от окружающего мира, есть вероятность того, что он страдает комплексом неполноценности.

Немаловажное значение имеет стилистика одежды. В самом общем виде выделяют две основные тенденции: консервативную и экстравагантную. Классический костюм (консервативный), как правило, носят люди дисциплинированные и принципиальные, возможно, немного чопорные.  Им чужд авантюризм, а их день расписан по часам и минутам.

Экстравагантность в манере одеваться, как правило, означает желание выделиться, быть значимым в глазах других. Часто люди, одетые таким образом, яркостью красок и необычностью покроев компенсируют недостаток внимания к себе. С таким собеседником целесообразно вести себя соответствующе его запросам – оказывать знаки внимания.

Нельзя забывать о том, что «чтение» человеческой личности по одежде – не есть универсальный метод коммуникационного процесса. Мало того, что схожую по покрою или цвету одежду одновременно носят множество разных людей, так еще и многие из них могут находиться под влиянием модных тенденций. Кроме того, тот или иной костюм человек может надеть к случаю, а обычно он одевается совсем иначе.

Несколько слов хотелось бы сказать о чертах человеческого лица. Существует мнение, согласно которому, например, форма носа является отражением внутренней натуры человека. Так, если нос составляет треть лица и по высоте равен лбу, это верный признак правильных пропорций. Что в свою очередь свидетельствует о честности и прямолинейности обладателя такого носа. Излишняя полнота органа дыхания говорит о душевности человека и оптимистичности характера. Небольшой костлявый нос – залог пессимизма для своего хозяина. Нос крючком свидетельствует об эгоизме и нелюдимости.

Подобные утверждения трудно проверить с научной точки зрения. Скорее всего, здесь нет однозначного правила. Однако даже в быту курсирует мнение, что, например, если у человека ноздри, как говорят, с вывертом, то это упрямый и злой человек. Определенную информационную функцию на лице человека выполняют губы. Люди с тонкими губами не отличаются добротой и щедростью, а вот обладатели пышных губ добряки и всегда открыты к общению.

«Говорящими» могут быть не только черты лица, данные человеку от рождения, но и приобретенные черточки. В частности речь идет о морщинах. Морщины – это карта жизни каждого человека. Это зеркало, в котором безжалостно отображаются все чувства, которые человек испытывал в жизни наиболее часто. О чем же свидетельствуют те или иные морщинки?

Например, морщинки в уголках глаз красноречиво говорят о жизнерадостном настрое их обладателя, в его привычке оптимизм. Мелкие морщинки вокруг глаз – «гусиные лапки» – прерогатива внимательных и скрупулезных людей. Глубокая морщина, рассекающая пространство между глаз, украшает лица вдумчивых людей, интеллигентных. Предусмотрительных и добродушных людей часто выдают глубокие морщины во весь лоб.

Одним из самых, пожалуй, необычных способов психологического анализа личности является изучение походки. Во время ходьбы, человек демонстрирует всем телосложение и координацию движений. От того, насколько гармонично или, напротив, нескладно двигается тело, зависит и визуальное восприятие этого человека окружающими. Нужно отметить, что походка свидетельствует не только о настроении  и состоянии человека в данный момент, но и выдает какие-то постоянные черты личности (медлительность или суетливость, угрюмость или энергичность и т.д.).

Походка также индивидуальна, как отпечатки пальцев. В качестве примера приведу знакомую каждому из нас в быту ситуацию. Все мы, живя много лет в семьях, досконально знаем, как ходят наши близкие люди. Мы можем закрыть глаза и безошибочно угадать, кто это идет по коридору квартиры. Шаркает тапочками и семенит – бабушка. Размеренно шлепает задниками домашней обуви – папа. Бесшумно перемещается, иногда даже пугая внезапностью появления – мама. Конечно, в манере ходить выражены не только характер и настроение, а также возраст и состояние здоровья. Все это нужно учитывать при наблюдении.

В литературе по психологии давно существует описание походок в зависимости от темперамента и личностных качеств людей. Так, например, самодовольные люди ходят с высоко поднятым подбородком, энергично при этом размахивают руками и сильно напрягают ноги. Человек в себе не уверенный ступает осторожно, делая мелкие шажки и постоянно смотря себе под ноги. Широкие шаги признак целеустремленности и энергичности (правда, это еще может быть признак того, что человек просто куда-то спешит). Излишняя жестикуляция во время ходьбы говорит о чрезмерной суетливости и нервозности. Звучный шаг, громко стукающая обувь – признак бесцеремонности. Руки в карманах – жест хитрых и скрытных людей, но это может быть просто дурная привычка.

Стоит отметить, что весь комплекс движений, входящий в походку человека может быть условно разделен на врожденные и приобретенные движения. Как бы то ни было, над походкой можно работать, с целью ее улучшения. «Подобно многим движениям, походка не только отражает определенное состояние человека, но и в какой-то мере поддерживает это состояние. Зная эту закономерность, можно не только наблюдать за походкой других людей, но и произвольно регулировать свою собственную с целью коррекции своего душевного состояния»[3].

Выводы:

Изучать невербальную информацию во всем ее многообразии журналист обязан комплексно. Эффективный психологический анализ возможен только при наблюдении за человеком во всех его проявлениях – в статике и в динамике.

Связь между жестами, мимикой, манерой одеваться, походкой и характером человека однозначно существует. Однако для изучения психических особенностей личности необходим индивидуальный подход, лишь в этом случае процесс может быть не лишен смысла и очень увлекателен. Здесь мало помогут усредненные правила и обобщения. Любой человек настолько многогранен, что особенности его натуры всегда выходят за рамки любых теорий. В ситуации, когда те или иные правила нужно применить в отношении неограниченного числа людей, заложена серьезная опасность – навредить человеку. Мир всегда оказывается многообразнее любой идеи или утверждения.  Именно поэтому теории, изучающие психологию людей через призму невербальной информации, такие как физиогномика, например, всегда уязвимы для критики.

Невербальная информация чаще всего проявляется помимо воли самого человека. Она происходит из глубин психики и носит естественный, подсознательный характер. Эта закономерность свидетельствует о том, что сама по себе человеческая природа гуманна и правдива. Человек изначально наделен светлой и чистой натурой. И лишь нарушения в мироустройстве приводят к людской порочности, малодушии и ущербности.

Невербальные средства коммуникации обогащают процесс человеческого общения. Так, например, язык жестикуляции весьма многообразен. А при существующем богатстве вербального языка, возможность его комбинировать с жестами, создает бесконечные варианты в процессе общения. Несмотря на то, что жесты считаются альтернативой речи, они никогда не смогут заменить человеку устную и письменную речь. Именно умение общаться посредством слов вывело сознание древних людей на иной – более высокий уровень развития.


[1] Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. – С-Пб., «Авалон»; «Азбука-классика», 2006. – С. 78.

[2] Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 151.

[3] Степанов С. Язык внешности. – М.: Эксмо, 2007. – С. 156-157.

Литература:

Монографии:

Вирт Б., Все о человеке, его характере и языке тела. Наука понимать людей. – М.: Гранд, 2006. 360 с.

Димитриус Э., Мазарелла М. Читать человека как книгу. – М.: Эксмо, 2007. 448 с.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – Спб.: Питер, 2008. 235 с.

Петрова А.Н. Искусство речи. – М.: Аспект Пресс, 2008. 125 с.

Рвачева Е. Как стать мастером общения? 49 простых правил. – М.: Эксмо, 2008. 128 с.

Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Тандем, 1999. 352 с

Степанов С. Язык внешности. – М.: Эксмо, 2007. 416 с.

Суховершина Е.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2009. 111 с.

Шумилина Т.В. «Не могли бы Вы рассказать…». – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. 137 с.

Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. – Спб., «Авалон»; «Азбука-классика», 2006. 240 с.

Учебные пособия и справочники:

Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. 295 с.

Кодола Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. 174 с.

Лукина М. Технология интервью: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. 192 с.

Станкин М.И. Психология общения: Учеб. Пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. 352 с.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М.: Знание, 1980. 137 с.

Интернет:

Головаха Е.И., Панина Н.В. «Управление эмоциями».

Ким М.Н. «Технология создания журналистского произведения».

Автор: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Журналистика

 

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Comments are closed.

 
.