RSS
 

Функционально-смысловые типы речи

26 Дек

Любая человеческая речь преследует ту или иную цель. В зависимости от цели, высказывания подразделяются на типы: повествовательная речь, речь-рассуждение, описательная речь. Помимо основной типологии, некоторые филологи выделяют дополнительные разновидности речи: убеждающая, воодушевляющая, агитационная и развлекательная речь.

Цель монологического высказывания всегда определяет функционально-смысловой тип речи. Описание и повествование более всего соотносятся с материальным миром, а вот рассуждение чаще всего присутствует в области понятий, теорий, мыслей и идей.

Если триада основных типов речи достаточно широко охарактеризована в современной литературе, то дополнительные разновидности вовсе не «избалованы» научным вниманием. Ниже будут приведены образцы речей, отличающихся по целям и типам.

Убеждающая речь.

Монолог матери, обращенный к сыну.

Игорь, я узнала, что ты не хочешь продолжать обучение в институте. Твой поступок ужасно поразил меня, я не могу спать, есть и работать – я не могу нормально жить. Неужели ты забыл, как трудно далось нам твое поступление в институт четыре года назад? Вспомни, как вся наша семья перебивалась с хлеба на воду только для того, что бы ты имел возможность заниматься у репетиторов, посещать платные подготовительные курсы.

Ты, видимо, не помнишь, как отец отказался от выгодного предложения о работе в городе Саратове для того, чтобы ты имел возможность учиться в Москве. К тому же наша семья потратила большую сумму денег, оплачивая твою учебу в институте, ведь ты учишься на платной основе. Это всегда сильно влияло на наш бюджет, нам приходилось себе во многом отказывать. А теперь своим поступком ты перечеркиваешь все наши труды.

Игорь, пойми, ты уже на четвертом курсе – три с половиной года позади, ты вложил в обучение слишком много сил и времени, для того, что бы так легко отказаться от всего. Мне кажется, что ты достаточно умен и способен сам понять неправильность и ошибочность своих действий. Поэтому я призываю тебя еще раз обдумать свое решение, пересмотреть свое поведение.

Ни мне говорить тебе о перспективах, которые дает образование в наше время и в нашей стране. Ты же сам это понимал и много говорил на эту тему, когда учился на первом курсе. Лишь наличие высшего образования, прочных знаний по профессии, а также практического опыта помогут тебе сделать карьеру. Обучение в высшем учебном заведении серьезно расширяет кругозор человека не только в профессиональной сфере, но и в различных областях общественной жизни; дает возможность иметь счастье общения со сверстниками, приобретать друзей, которые, возможно, станут опорой в дальнейшей жизни; также обучение – это прекрасный шанс встречи с интересными и мудрыми преподавателями, некоторых из которых человек, учившийся в институте, запоминает на всю жизнь, старается соответствовать им и подражать. Ты же хочешь лишить себя всего того, что позволило бы в последствии называть тебя умным, образованным человеком.

При отсутствии высшего образования ты не сможешь занимать руководящие должности, вряд ли сможешь рассчитывать на ощутимый карьерный рост, а значит, ты обрекаешь себя на довольно средний уровень материального достатка.

Игорь! Я очень надеюсь на твой здравый смысл и рассчитываю, что ты изменишь свое мнение по поводу отказа от дальнейшей учебы. Ты всегда был не глупым человеком, что, я думаю, позволит тебе придти к единственно верному решению – продолжить обучение в институте.

Воодушевляющая речь.

Поздравительная речь руководителя фирмы на ее юбилее.

Уважаемые коллеги! Мы собрались сегодня отметить пятилетний юбилей нашей фирмы. Многое хочется сказать в этот день о фирме, ее успехах и достижениях, но главное, о чем следует говорить сейчас – это дружный и талантливый коллектив, благодаря которому и существует наше «дело» все это время, без которого у нас бы не было счастливой возможности собраться вместе и поговорить о профессиональных достижениях и просто хороших людях.

Что же нужно сказать о коллективе? То, что он состоит из 60 человек? То, что он почти полностью состоит из женщин? Нет! Сказать нужно то, что коллектив, состоящий из 60 человек, более половины из которых женщины, все эти годы несет на своих плечах огромный труд, проявляет чудеса самопожертвования. В связи с этим я, как руководитель, не могу не гордиться каждым сотрудником нашей фирмы, я испытываю благодарность и восхищение Вами, дорогие мои! Ваш высокий профессионализм и душевное отношению к общему делу, безусловно, ведут к успешному развитию и процветанию нашей фирмы!

Отдельно хотелось бы сказать о таких сотрудницах, как: Иванова Мария Ивановна, Петрова Ирина Семеновна и Филимонова Светлана Леонидовна. Благодаря их самоотверженному труду, огромному опыту работы в данной отрасли и высокому профессионализму наша фирма достигла головокружительных результатов на международных конкурсах среди работников легкой промышленности. Мы благодарим Вас и уверены, что Вы станете хорошим примером для начинающих, молодых сотрудников!

В заключении я хочу сказать, что нет большего счастья, чем работа с такими людьми как Вы. Поздравляю всех присутствующих работников с юбилеем нашего предприятия, благодарю коллектив за добросовестный труд и выражаю надежду на дальнейшую успешную работу в нашей отрасли!

Агитационная речь.

Речь руководителя фирмы на ярмарке вакансий.

Уважаемые господа! Прежде чем предложить Вам работу на нашем предприятии, мне хотелось бы рассказать о его истории, успехах и перспективах. Когда предприятие только начинало развиваться, делало первые шаги в «малом» бизнесе, ее коллектив можно было пересчитать по пальцам одной руки; мы ютились в одной маленькой комнате, которую снимали на окраине города. Не хватало самого необходимого: столов, стульев, канцелярских принадлежностей. Но со временем ситуация изменилась – мы достигли серьезных успехов в своей области и являемся крупнейшим производителем товаров легкой промышленности.

В настоящее время мы можем уверенно заявить о стабильном росте объема продаж продукции. Мы работаем со многими известными фирмами по всему миру, экспортируем продукцию во многие страны. Сейчас мы имеем десять филиалов в разных городах страны, большое количество розничных торговых точек, мы постоянно ищем новые рынки сбыта. Это говорит о том, что предприятие обладает огромным количеством перспективных вакантных рабочих мест, мы планируем увеличивать количество сотрудников пропорционально наращиванию мощи компанией. Все это будет способствовать расцвету и укреплению наших позиций на рынке.

На нашем предприятии ценят и уважают труд обычных рядовых работников, это выражается в довольно высоком уровне оплаты труда, развитой системе премирования на предприятии, заботе о сотрудниках, вышедших на пенсию и т. д.

Уместно сказать о грандиозных перспективах, которые составят будущее нашей фирмы и всего ее коллектива. Это дальнейшее увеличение количества филиалов, открытие новых направлений в нашей деятельности, развитие уже имеющихся направлений в соответствии с новейшими технологиями науки и техники. Среди основных задач важнейшей будет забота о каждом конкретном сотруднике нашего большого и дружного коллектива.  Уже в ближайшем будущем мы планируем: увеличить зарплаты более чем на 70 %, обеспечить сотрудников путевками в санатории и дома отдыха, ввести медицинское страхование сотрудников за счет фирмы, увеличить продолжительность отпуска в среднем на десять дней и это далеко не полный перечень планов, которые направлены на улучшение условий работы коллектива и его отдельных членов.

Дорогие соискатели! Мы ждем Вас! Поверьте – мы нуждаемся в Вашем труде и профессионализме. Взамен мы предложим Вам достойный уровень жизни, комфортные условия труда и перспективу карьерного роста. Сделайте же первый шаг навстречу своей удаче!

Нижеприведенная речь является симбиозом – она включает в себя элементы повествовательной, развлекательной, а также  агитационной речи.

«Приподнимайте длинные полы верхней одежды во избежание наматывания их на подвижные части эскалатора!».

Практически каждый день нам приходится проводить определенное время в метро. Я как-то высчитала, что в год провожу в метро минимум восемь суток. Это не так уж и мало, учитывая, что подобное времяпрепровождение не сулит мне ни комфорта, ни особых радостей.

Не секрет, что в последнее время ситуация в московском метро накалилась до предела – пропускная возможность Метрополитена абсолютно не соответствует ежедневно устремляющемуся туда потоку пассажиров, «давки» в вагонах стали для нас традиционной нормой, почти ритуалом, примерно как завтрак или обед в повседневной жизни. Самое убийственное время в этом смысле люди привыкли коротко именовать – «час пик».

Переломанные ребра? Синяки ноги от ударов? Порванная одежда? Поруганное самолюбие? А что Вы хотите – «час пик»! И никто никуда не жалуется, а куда жаловаться-то? Президенту или в международный суд? Метрополитен у нас один, другого вроде бы не предвидится, а значит, смирись и отчаянно пытайся выжить, занимайся своей безопасностью самостоятельно – купи себе каску на голову, чтобы защитить ее от ударов таких же пассажиров, как и ты, обзаведись бронежилетом или на худой конец корсетом для сохранности ребер; в уши придется напихать побольше ваты, чтобы не ранить свой нежный изысканный слух отборной трехэтажной бранью таких же пассажиров, как и ты. Вот именно в таком виде и нужно ездить в метро сегодня.

Думаю, что было бы не справедливо винить во всех наших пассажирских бедствиях только метрополитен и его сотрудников, нужно нам обратить внимание и на себя, но это мы сделаем чуть позже, а сейчас все-таки хотелось бы сказать пару слов о сотрудниках – этих людях в синей форме, со строгими лицами и подозрительными взглядами. У меня порой возникает устойчивое ощущение того, что мы – пассажиры, все вместе, и каждый по отдельности прилично задолжали некоторым из них, причем речь идет о довольно большой сумме, которую мы никак не хотим возвращать. А иначе, почему тогда вышеупомянутые лица разговаривают с нами так, будто мы не просто пассажиры, пользующиеся услугой и оплачивающие ее сполна, а какие-то презренные, совершенно недостойные людишки, которые все время «ходЮт и ходЮт тут, чего-то требуют и требуют»?

Много курьезов можно увидеть и услышать, находясь в этом подземном мире. На будке дежурного у эскалатора я прочла как-то: «Дежурный справАк не дает!», конечно, какие тут могут быть справки, говорить бы научиться… Или объявление для лиц, находящихся на эскалаторе: «Приподнимайте длинные полы верхней одежды во избежании наматывания их на подвижные части эскалатора!» – угрожающе звучит, правда? Ощущение, что ты уже и не на эскалаторе находишься, а, ну скажем, на мельнице.

А вот еще случай, произошедший в вагоне. Поздний вечер, пятница, пассажиров не много, среди них находятся два изрядно выпивших друга. На одной из станций в вагон заходит подвыпившая компания, кто-то кого-то толкнул, и между компанией и друзьями завязалась довольно жестокая драка. Один из пассажиров нажал на кнопку вызова машиниста (там еще написано: «Обо всех происшествиях в вагоне сообщать машинисту») и сообщил:

- В вагоне номер 34567 происходит драка,  дерутся шестеро пьяных человек!

Тут необходимо сказать, что состав находился в тоннеле и «летел» с большой скоростью. Ответ машиниста был достойнейшим:

- Щас все брошу и приду разнимать!

Вот еще одна реплика на станции в «час пик»: «Граждане пассажиры! Не толпитесь у центральных вагонов – занимайте головные и хвостовые вагоны!» – экий зоологический взгляд на строение железнодорожного состава, а самое главное – «толпами не ходить».

Теперь, я думаю, уместно будет поговорить о нас – пассажирах метро – его неотъемлемой части и основе. Мне кажется, что люди, как только они становятся толпой, забывают обо всем хорошем, чему их когда-то учили в семье и школе. Такое ощущение, что они никогда не читали Булгакова, Гоголя, Чехова, Достоевского.

Казалось бы, приличные люди: усатый мужчина среднего возраста, одетый вполне сносно, в очках и с газетой в руках; бойкий старичок за шестьдесят, обзаведшийся сединой и, наверное, внуками; вполне прилично, даже модно одетые женщины средних лет, смотрящие опытно и устало; молодые люди с мобильными телефонами или без, с пивом в руках или с газетой – все они сбивают, сметают тебя с ног, готовы разложить тебя на микрочастицы, уничтожить и растоптать, лишь бы ты не стоял у них на пути – между ними и заветным свободным местом, куда можно прибежать быстрее всех и удовлетворенно «хлопнуться». И в этом беге они забывают обо всем: о приличиях, правилах этикета, чести и совести, обо всем, что помешало бы им достичь вожделенной цели.

Манера общения пассажиров между собой тоже не отличается утонченностью и изысканностью, разве редкость примерно такой диалог…

В давке женщина маленького роста обращается к мужчине под два метра:

- Мужчина, снимите свой рюкзак, он упирается мне в лицо!

- Ничего, потерпишь! Не тычь рукой мне в ребра, а то и получить не долго!

А ведь хотелось бы, чтобы люди были воспитаны и учтивы, добродушны и приветливы:

- Не будете ли Вы так любезны, сойти с моей ноги?

- Разумеется, я сойду с Вашей ноги и незамедлительно принесу Вам свои извинения, а также выскажу слова сочувствия и досады в связи со случившимся недоразумением, – возможно ли такое в наши дни?

Таким образом, подводя итог размышлениям на тему: «мы и метро» или «мы в метро», хотелось бы сказать, что многое зависит от нас самих, нашей культуры и воспитания. Нам решать в какой атмосфере мы будем ездить в метро – в хамстве и грубости или в атмосфере взаимоуважения и дружелюбия. А также многое зависит от властей – законодателей и чиновников, которые, вместо регулярного повышения платы за проезд при сохраняющемся низком уровне качества услуг, займутся реальным реформированием системы Метрополитена.

Подготовила: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Журналистика

 

Tags: , , , , ,

Comments are closed.

 
Максимум информации у нас хороший модельный ряд. .