RSS
 

История выдающегося американского издателя и журналиста Джозефа Пулитцера

26 Дек

«Никогда не печатай в газете того, чего не может понять твоя служанка».

Джозеф Пулитцер

(англ. Joseph Pulitzer, 1847—1911 г.г.)

Пулитцер родился 10 апреля 1847 г. в венгерском городке Мако в семье богатого еврея-хлеботорговца и немки-католички. Вскоре семья переехала в Будапешт, где будущий журналист получил образование в частной школе.

В юности Пулитцер мечтал о военной карьере, но по состоянию здоровья (прежде всего слабое зрение) не был зачислен в австрийскую армию. Позже ему удалось завербоваться в армию США, но во время плавания в Америку он передумал и по прибытии дезертировал. Однако, ему всё же пришлось повоевать — он застал в США окончание гражданской войны. Воевал Джозеф рядовым Первого нью-йоркского кавалерийского полка. Но через год война кончилась, и его просто уволили. 18-летний Пулитцер не знал, чем заняться. Он перепробовал все: работу грузчика, официанта, носильщика на вокзале, погонщика мулов, помощника адвоката и т.д.

Однажды (1866 г.) будучи отставным солдатом Джозеф прочел в газете Westliche Post (на немецком языке) объявление о работе на табачных плантациях в штате Луизиана. Работников отправляли туда по Миссисипи. Однако, путешествие закончилось быстрее, чем ожидалось – в 50 км от города капитан судна получил известие, что работники на плантациях уже не нужны. Тогда он просто высадил пассажиров и поплыл дальше. Назад Джозефу пришлось возвращаться пешком. Рассерженный Пулитцер написал полное самых едких выражений письмо в свою любимую газету Westliche Post. Послание было написано от души и тронуло редактора. Письмо было решено опубликовать в ближайшем номере. Таким образом, первая публикация Джозефа Пулитцера была случайной.

Перебираясь в поисках работы из города в город, Джозеф добрался до Сент-Луиса в разгар эпидемии холеры. Там он наконец нашел дело своей жизни. В городе как раз освободилось место начальника арсенала, в обязанности которого входило хоронить погибших от болезни. А после работы Пулитцер стал заходить в местную библиотеку, где за игрой в шахматы познакомился с владельцем выходившей на немецком языке газеты Westliche Post Карлом Шурцем и ее редактором Эмилем Преториусом. Через несколько месяцев они предложили Пулитцеру стать репортером. Некоторое время Джозеф занимался изучением нового для него английского языка, параллельно работая в немецкоязычной газете.

Никаких особых успехов Пулитцер поначалу не добился. От редакторов ему попадало за плохой английский и за то, что он был слишком нетерпелив, чтобы проверять слухи. Но работа Пулитцера захватила, и он быстро учился. Через год за Джозефом закрепилась слава человека, способного добыть любую информацию.

Как хороший журналист через три года он стал заметной общественной фигурой в Сент-Луисе. А в 1869 г. его даже избрали в законодательное собрание штата Миссури. Там он был секретарем комитета по банкам и банковскому делу и одновременно продолжал работать корреспондентом Westliche Post. В 1870 г. глава комитета ушел в отставку, и неожиданно для самого Пулитцера его избрали на этот пост. Но тут не обошлось без нарушения закона. Кресло главы комитета можно было занимать с 24 лет, а Джозефу тогда было лишь 23. Впрочем, через год нарушение исчезло само собой. Как глава парламентского комитета он был вхож в лучшие дома Сент-Луиса и дружил со многими представителями местной элиты.

В 1871 г. Карл Шурц предложил Пулитцеру стать совладельцем Westliche Post. В том же году его избрали полицейским комиссаром Сент-Луиса. Пулитцер вовсю включился в политическую жизнь. В президентской кампании 1872 г. он активно поддерживал кандидата от либерально-республиканского движения Хораса Грили. Но тот проиграл выборы, и политическая карьера Пулитцера остановилась. Не помогло даже то, что Джозеф мгновенно переметнулся в стан Демократической партии. Тем не менее Пулитцер оставался демократом до конца жизни.

Пулитцер вернулся в журналистику. Правда, ему стало тесно в рамках пишущей по-немецки Westliche Post. В 1874 г. он продал ее акции и поехал в Вашингтон. Посещения сент-луисской библиотеки не прошли даром – в столице он сдал экзамены на право заниматься адвокатской практикой. Три года, которые Пулитцер провел в Вашингтоне, он работал адвокатом и вашингтонским корреспондентом The New York Times.

Адвокатская практика сильно улучшила его материальное положение. Работа в Вашингтоне добавила полезных знакомств. В 1878 г. ему предложили приобрести находящиеся на грани банкротства сент-луисские газеты Dispatch и Post. Пулитцер купил их и объединил. Его личная газета теперь называлась St. Louis Post-Dispatch.

Пулитцер очень много работал. Он был и хозяином, и редактором, и журналистом одновременно. Он сделал St. Louis Post-Dispatch агрессивной газетой и в журналистских расследованиях бичевал тех, с кем хорошо познакомился, занимаясь политикой. Его газета быстро стала самым популярным изданием в Сент-Луисе. Окрыленный Пулитцер ввязывается во все местные политические кампании и скандалы. От работы на износ в 35 лет у Пулитцера начинает катастрофически падать зрение. Отдыхать его заставляет только страх того, что он не сможет больше читать газеты.

В конце 1882 года Пулитцер окончательно рассорился с политическими оппонентами, оставаться в Сент-Луисе стало небезопасно. Джозеф решил не рисковать жизнью и уехал в Нью-Йорк. Руководить St. Louis Post-Dispatch по телефону и телеграфу было все равно что воевать оловянными солдатиками. И в мае 1883 года Пулитцер купил себе вторую газету – The New York World.

Имея за плечами пять лет опыта издания St. Louis Post-Dispatch, Пулитцер моментально преобразил нью-йоркскую газету. В первом же номере обновленной The New York World появился рассказ о страшном шторме в Нью-Джерси, причинившем убыток в 1 млн $, и интервью с осужденным убийцей накануне его казни.

Пулитцер требовал от своих журналистов не столько «добывать» сенсации, сколько уметь их подавать. Талантливый журналист стремительно завоевывал читательский интерес. Методы его были достаточно просты и, одновременно, очень действенны. Он совмещал на страницах газет статьи о политической коррупции, журналистские расследования, сенсации в различных областях жизни, немного юмора и достаточное количество рекламы. Позже он стал добавлять спортивные новости, рубрики, посвященные женщинам, яркие иллюстрации. Таким образом, на страницах пулитцеровских газет было все – от сплетен до серьезных политических анализов. Особое внимание Пулитцер уделял заголовкам материалов. Набранные аршинными буквами заголовки типа «Дыхание смерти», «Террор на Уолл-стрит» или «Любовники малышки Лизы» захватывали внимание. Кроме того, Пулитцер особо ценил хорошие иллюстрации.

На фотографиях место события (например, положение трупа или пробоина в судне) выделялись особо. С приходом Пулитцера The New York World стала первой газетой, постоянно помещавшей политические карикатуры на первой полосе. К этому добавлялись обязательные забавные и поучительные истории и полицейская хроника. В общем, это была газета для массового среднего читателя. А вместе это составляло созданный Пулитцером новый газетный стиль, названный позже «новым журнализмом».

Интересным пулитцеровским приемом были так называемые крестовые походы корреспондентов. Молодые журналисты внедрялись в какую-то среду и в жанре репортажа освещали какую-либо засекреченную или малоафишируемую информацию.

Когда Пулитцер покупал The New York World, тираж газеты не превышал 15 000 экз. Через 15 лет, в 1898 году, он вырос до 1 млн экз. St. Louis Post-Dispatch, The New York World и другие газеты создали Пулитцеру состояние в 20 млн $ (соответствует нынешним 3 млрд $).

В 1887 году он почти ослеп и оставил пост главного редактора The New York World. К 1890 году у издателя стали случаться нервные срывы, и он вообще отошел от дел. Болезнь прогрессировала, и скоро Пулитцер не мог даже передвигаться без посторонней помощи. Вдобавок у него развилась болезненная чувствительность к шуму. Пулитцер лечился в лучших клиниках мира, но ничто не помогало. Самым страшным для него было не иметь возможности читать газеты и никогда больше не увидеть свою редакцию. Последние годы жизни он вынужден был провести в звуконепроницаемых бункерах в своем нью-йоркском особняке и на яхте «Свобода». Уже будучи глубоко больным человеком Пулитцер положил начало профессиональному журналистскому образованию, выделив 2 млн $ на создание первой школы для журналистов в Колумбийском университете Нью-Йорка. Три четверти этих средств пошли на создание Высшей школы журналистики, а на оставшуюся сумму была учреждена премия для американских журналистов, которую вручают с 1917 года.

Умер Джозеф Пулитцер на борту своей яхты 29 октября 1911 года. А незадолго до этого он надиктовал то, что можно считать его профессиональным завещанием: «Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благоденствию».

Пулитцеровская премия – (англ. Pulitzer Prize) — одна из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра.
Формальное объявление о присуждении  премии по традиции делает президент Колумбийского университета в апреле каждого года. В соискании принимают участие более двух тысяч претендентов. Работу в независимом жюри (Pulitzer Prize Board) поручают 90 специалистам, которые и отбирают самых достойных по всем номинациям. Вручение награды проходит в первый понедельник мая. Первое вручение состоялось в 1917 г.

Размер премии составляет 10 тысяч долларов. Эта скромная, по американским понятиям, сумма вовсе не отражает значения Пулитцеровской премии, которая является здесь венцом профессионального признания. Единственная премия, не обеспеченная денежным призом, – за «Служение обществу», представляет собой золотую медаль, вручаемую самому изданию, а не его журналистам.

Среди номинаций Пулитцеровской премии такие как: за служение обществу, за выдающееся расследование, за мастерство, за выдающуюся подачу сенсационного материала, за очерк, за художественную критику, за карикатуры, за художественную фотографию, за новостную фотографию, за стихотворение, за книгу по истории Соединенных Штатов и т.д. – всего более двадцати номинаций.
Кстати, с 2006 года авторы и издания, претендующие на Пулитцеровскую премию, смогут представлять в жюри не только произведения на бумажных носителях, но и работы из Интернет-пространства.

Составлено по материалам:

1. Калишевский Михаил – «Первый медиамагнат в истории».

2. Синебрюхов Лев – «Пулитцеровский успех».

3. Википедия – энциклопедия в Интернет.

Подготовила: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Журналистика

 

Tags: , , , , , , , ,

Comments are closed.

 
У Мтс отнимут абонентов