RSS
 

Общая характеристика социального обслуживания граждан РФ

30 Дек

Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Буянова М. О. заметила: «Социальное обслуживание исторически присуще нашей стране, начиная с самых первых лет образования государства. Функции социальной помощи были поручены попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур»[1]. Подобную деятельность осуществляли, прежде всего, церкви и монастыри.

Конечно, на заре зарождения социальной помощи в России, не было такого понятия как «социальное обслуживание», да и «социальная помощь» тоже. Однако государство и общество пытались сформировать некую систему поддержки больных, бедных и т. д. Со стороны общества это выражалось в форме личной религиозной благотворительности – милостыни. Нужно сказать, что участие государства в развитии социальной сферы – крайне необходимо и по сей день, без него трудно представить себе эффективно функционирующую систему социальной помощи и социального обслуживания в частности.

Понятие социального обслуживания.

С переходом к рыночной экономике, развитием приватизации в стране сфера социального обслуживания претерпела серьезные изменения и, к сожалению, пребывает в куда более слабом состоянии, чем в советский период. Объявив приватизацию, государство фактически лишилось основного источника формирования фондов общественного потребления. «Необходимо отметить, что в частный сектор экономики переходили предприятия, как правило, прибыльные, такие, за счет доходов которых было возможно пополнение бюджета»[2].

Другими словами, одной из основных проблем современности является недостаточность финансирования    со    стороны    государства    сферы    социальной    защиты    и    социального обслуживания в частности.

Вышесказанное, конечно, не следует расценивать как ностальгию по советскому периоду с его экономическим укладом. Нам известен опыт многих европейских стран, государственная собственность в которых не занимает доминирующего положения, однако уровень социальной защищенности граждан остается стабильно высоким (Германия, Франция, Нидерланды). В чем же секрет такого успеха развитых стран мира? В их «развитости», другими словами, в высоком уровне развития экономики. «Уровень и масштабы социального обслуживания формируются в зависимости от экономических возможностей этого общества»[3].

Социальное обслуживание является институтом права социального обеспечения. «Регулирование в области социального обслуживания рассматривается в качестве одного из направлений деятельности государства по социальной защите населения»[4]. Согласно этому высказыванию, регулирование социальных процессов – прерогатива государства и это, на мои взгляд, справедливо.

Но нельзя забывать о том, что в России помимо государственной системы социального обслуживания, развивается негосударственная система, которая своей деятельностью призвана дополнять работу государственных служб, а значит способствовать улучшению объема и качества обслуживания населения. Также уместно сказать о том, что основная задача государства, коль скоро оно обладает регулирующей функцией, способствовать развитию системы социального обслуживания в двух направлениях: государственной и негосударственной. При этом ролью последней не стоит пренебрегать.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ»[5] в ст. 1 дается следующее определение понятию «социальное обслуживание»: это «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Необходимо отметить, что некоторые авторы, характеризуя понятие «социальное обслуживание», склонны определять его как поддержку нетрудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов) в случае нуждаемости[6]. Это является недостаточно полным определением рассматриваемого понятия, прежде всего, по субъектному признаку. Ведь современное законодательство существенно расширило круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание.

Такие же авторы как Тучкова Э. Г. и Захаров М. Л. справедливо считают, что социальное обслуживание нельзя сводить только к предоставлению социальных услуг престарелым и инвалидам, так как это понятие охватывает широкий круг лиц (в том числе детей)[7]. Социальное обслуживание охватывает почти все категории общества и представляет собой направление деятельности по социально-экономической поддержке детей, молодежи, семей с детьми, временно нетрудоспособных, граждан, потерявших кормильца, инвалидов, лиц пенсионного возраста и престарелых, малообеспеченных граждан, а также людей, попавших в критические жизненные ситуации (мигранты, беженцы и т. д.) и др.

Для работы с такой категорией граждан, как инвалиды, в Москве созданы государственная служба медико-социальной экспертизы[8] и государственная служба реабилитации инвалидов г. Москвы[9]. В состав последней входят учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) инвалидов: Главное Бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ); БМСЭ общего профиля; БМСЭ смешанного профиля; специализированные БМСЭ.

Также в состав государственной службы реабилитации инвалидов входят другие органы и учреждения исполнительной власти, независимо от ведомственной принадлежности, обеспечивающие проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов – жителей Москвы. Координация деятельности городских структур, принимающих участие в реабилитации инвалидов, возложена на Департамент социальной защиты населения города Москвы.

Таким образом, социальное обслуживание населения — важнейшее звено социальной защиты, механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Социальное обслуживание необходимо рассматривать как существенное дополнение к общей системе материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан.

Важно заметить, что иные виды социальной помощи, кроме социального обслуживания, осуществляются в основном в денежной форме. Приоритетной же задачей социального обслуживания является оказание помощи не денежного характера: обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги и т. д. В подобной специфике задач, на мой взгляд, проявляется наивысшая степень гуманности и человеколюбия в обществе, поддерживаемые политикой государства. Государство не стремится «откупиться» всевозможными денежными выплатами, а применяет различные виды социальной помощи по принципу целесообразности. Иначе говоря, существуют ситуации, когда помощь «в натуре» оказывается наиболее необходимой и действенной. Именно в этом случае огромное значение приобретает социальное обслуживание во всех его видах.

Кандидат экономических наук Валерий Шарин в статье «Социальное обслуживание: вектор развития» говорит о социальном обслуживании как об одном из видов социальной поддержки (бытовой, медицинской, психологической, педагогической, правовой и т. д.) гарантированной государством[10]. Роль гарантий государства очень велика, особенно в период перехода страны к рыночным отношениям.

Отказа от гарантий, установленных на законодательном уровне, не должно происходить даже в свете интенсивного развития негосударственных форм социального обслуживания, за преобладание которых ратуют многие авторы. В качестве гарантий выступают: законы, направленные на получение прав на социальное обслуживание; подзаконные акты, обеспечивающие условия, средства, охрану такого права; сложившаяся практика работы государственных органов по обеспечению прав на социальное обслуживание и охране таких прав.

Относительно права на социальное обслуживание нужно сказать отдельно. Это право входит в состав правового статуса любого гражданина. Это право сопровождает граждан на протяжении всей их жизни. При этом не имеют значение возрастные, национальные, социальные и другие особенности граждан – все они имеют право на социальное обслуживание.

Статусное право на социальное обслуживание, закрепленное в законе, реализуется обычно при наличии трудной жизненной ситуации. Это понятие также необходимо охарактеризовать.

Не секрет, что экономические преобразования в нашей стране сопровождаются падением объема производства во всех (практически) отраслях производства, падением покупательной способности рубля (инфляция), безработицей, обнищанием значительной части населения, ухудшением состояния здоровья населения, ростом смертности и т. д. Вышеперечисленные факторы способствуют попаданию большого количества людей в так называемые трудные жизненные ситуации. Нужно отметить, что помимо факторов экономического характера, имеют место естественные причины, вследствие которых люди нуждаются в социальном обслуживании: старость, детство, сиротство, временная нетрудоспособность.

В ФЗ от 10 декабря 1995 г. РФ»[11] это понятие определяется так: это «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно».

Таким образом, очевидно, что понятие трудной жизненной ситуации подразумевает наличие у граждан определенной степени беспомощности. Отнесение граждан к разряду попавших в трудную жизненную ситуацию – это не всегда простой процесс, т. к. это состояние не во всех случаях устойчивое и четко определенное. В случае болезни, инвалидности подобную функцию осуществляют медицинские учреждения, учреждения медико-социальной экспертизы; безработицы – органы службы занятости; сиротства, безнадзорности – органы опеки и попечительства и т. д. В этих и остальных случаях активное участие в судьбе граждан должны принимать органы социальной защиты населения.

В трудных жизненных ситуациях периодически оказываются, или длительное время находятся, десятки миллионов людей – взрослых и детей, что при отсутствии государственного механизма, способного помочь им решить возникшие проблемы, крайне отрицательно сказывается на психологическом микроклимате, порождает у населения чувство незащищенности и уверенность в равнодушии государства к проблемам своих граждан. Поэтому, как уже отмечалось выше,  участие государства в развитии социальной сферы – крайне необходимо и по сей день, без него трудно представить себе эффективно функционирующую систему социальной помощи и социального обслуживания в частности.

Общая характеристика источников в сфере социального обслуживания.

Правовые источники в области социального обслуживания можно разделить на: международно-правовые акты и акты внутреннего законодательства, последние в свою очередь делятся на федеральные источники и нормативно-правовые акты субъектов РФ (региональные)[12].

Международно-правовые акты.

Международно-правовые акты призваны провозглашать важнейшие социальные ценности современного гражданского общества. Основными документами в этой области являются три документа, которые часто называют Международным биллем о правах человека: Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.[13], Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.[14]

Данные акты носят программно-политический характер и оказывают формирующее воздействие на национальное законодательство. Они закрепляют как гражданские и политические, так и экономические, социальные и культурные права; устанавливают свободу народов в развитии социальной сферы, запрет на дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, пола, языка и т. д.

В области социальной защиты и обслуживания вышеуказанные источники провозглашают: право на социальное обеспечение каждого, на осуществление необходимых прав для поддержания достоинства личности и для свободного развития в экономической, социальной и культурной областях; право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи; право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Защите социально-экономических прав и достижению социальной справедливости способствуют международные акты, называемые региональными[15], а также акты Международной организации труда (МОТ). При этом, наибольшее значение имеют такие документы, как: Конвенция МОТ № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.)[16]; Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.)[17] и другие.

Вышеупомянутые акты закрепляют необходимость достижения благосостояния населения, развития социальной политики в государствах, регулируют основные права граждан в области социального обеспечения. Каждый (все трудящиеся и иждивенцы) имеет право на: профессиональную реабилитацию, социальную и медицинскую помощь; получение услуг в области социального обеспечения. Также провозглашается необходимость развития услуг, которые посредством методов социальной деятельности способствовали бы благосостоянию и развитию, как отдельных лиц, так и групп в обществе и их приспособлению к социальной среде.

Конвенция МОТ № 102 определяет минимальный уровень защиты, который договаривающиеся государства должны представлять не только в связи с болезнью, безработицей, трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, материнством, но и в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца, содержанием детей. Это стимулирует договаривающиеся государства к установлению гарантий в области социальной защиты и обслуживания в частности, посредством: создания и развития системы социального обеспечения; постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень и др.

Важно отметить, что в рамках международно-правовых источников существует целый блок актов, регулирующих права отдельных категорий граждан. Так, вопросам защиты инвалидов посвящены: Декларация о правах инвалидов (1971 г.)[18], Конвенция МОТ № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1988 г.)[19], Рекомендация № 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.)[20].

Подобные акты носят специальный характер (субъектный) и провозглашают защиту инвалидов от какой бы то ни было дискриминации. Инвалиды имеют право на: меры,  предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность; медицинское,   психическое   или функциональное  лечение,  включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения  в  обществе,  на  образование, ремесленную     профессиональную     подготовку    и    восстановление трудоспособности,   на   помощь,   консультации,    на    услуги    по трудоустройству  и  другие  виды  обслуживания (профессиональная реабилитация),  которые  позволят  им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят  процесс их социальной интеграции; на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни; на квалифицированную юридическую помощь и прочее.

Акты внутреннего законодательства.

Федеральные источники.

Система социального обслуживания переживает переходный период. В настоящее время правовое регулирование в области социального обслуживания рассматривается в качестве одного из направлений деятельности государства по социальной защите населения.

Прежде всего, нужно сказать о Конституции РФ (1993 г.)[21] – Основном  законе России. Ст. 7 Основного закона России объявила нашу страну социальным государством, политика которого направлена на поддержку семьи, материнства, детства, одиноких престарелых граждан, на развитие социальных служб. Социальное государство – государство, служащее обществу. «Социальное государство – это демократическое государство, обеспечивающее социальную ориентацию развития рыночной экономики, проводящее социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и социальной солидарности членов общества. Государство может считаться социальным, если в нем хорошо налажена система социального обслуживания граждан»[22].

Статьи 38 – 41 Конституции закрепляют права человека в области социального обеспечения. Каждый имеет право: на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях; на охрану здоровья и медицинскую помощь. Материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию различных систем здравоохранения (государственной, муниципальной, частной) и прочее.

К федеральным программам относятся: Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы»[23]; Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002 – 2004 годы[24]; Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы[25] и другие. Целью принимаемых программ является, прежде всего, усиление социальной защиты таких категорий, как: инвалиды, люди пожилого возраста, дети. Указанные акты носят программный характер и отражают основные принципы государственной политики в области социального обслуживания. Их реализация требует определенной работы в течение намеченного времени, в том числе законотворческой деятельности.

Важнейшими источниками среди федеральных законов являются: ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[26] и ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[27].

В рассматриваемых актах устанавливаются основы правового регулирования в сфере социального обслуживания по различным видам помощи: материальной помощи, социальному обслуживанию на дому, социальному обслуживанию в стационарных, полустационарных и нестационарных учреждениях, консультативной помощи, реабилитационным услугам, услугам срочной социальной помощи и др. В законах содержатся основные понятия, принципы социального обслуживания, вопросы разграничения компетенции РФ и ее субъектов, требования к кадрам социальных служб и другое.

Так же на федеральном уровне принимаются законы, регулирующие защиту определенных категорий нуждающихся: ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[28], ФЗ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»[29], ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[30] и другие. Вышеназванные законы посвящены вопросам защиты особо уязвимых категорий нашего общества, гарантиям их прав. В отношении инвалидов приоритетом социальной политики названа реабилитация – система мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалида. В отношении несовершеннолетних признана необходимость всесторонней поддержки (материальной, психологической, профессиональной) с целью снижения уровня беспризорности, безнадзорности.

Следующие по юридической силе акты – это Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти (Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства образования и науки РФ).

В качестве примера приведем: Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»[31]; Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами[32]; Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов[33]; Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания[34]; Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи»[35] и многие другие.

Важно заметить, что нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и иных органов исполнительной власти приобретают в последнее время серьезное значение. Так, Правительство РФ, например, зачастую выходит за рамки правотворческой компетенции (издание актов во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ) и принимает постановления и распоряжения, содержащие первичные правовые нормы.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ (региональные).

Наличие законодательства субъектов в системе российского права обусловлено сложившейся спецификой регулирования сферы социального обслуживания. Как уже отмечалось выше, согласно Конституции РФ  (ст. 72) регулирование социального обеспечения и социального обслуживания граждан относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Нельзя не учитывать, что государственные органы субъектов РФ, принимающие законодательные акты ближе всего стоят к специфическим нуждам населения. А значит, способны точнее выбрать средства, необходимые для защиты населения, адаптированные в соответствии с местными условиями и потребностями. Безусловно, при этом не допускается ухудшение положения граждан в региональном законодательстве по сравнению с федеральным. Так, к примеру, на основе вышеупомянутого Федерального перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания,[36] могут приниматься территориальные перечни, утверждаемые органом исполнительной власти субъекта РФ. Иными словами, Федеральный перечень является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается. Но территориальные перечни, отвечающие потребностям населения, проживающего на территории данного субъекта, не должны уменьшать объем и количество видов социальных услуг, а напротив могут их увеличить.

К региональному законодательству, на примере субъекта РФ – г. Москвы, относятся: Законы, принимаемые Московской городской думой, постановления и положения Правительства г. Москвы, различные инструкции, приказы комитетов (здравоохранения, образования) г. Москвы и иные акты.

Московское законодательство в области социального обслуживания достаточно велико и подвержено динамичным изменениям. Среди законов можно назвать Закон г. Москвы «О квотировании рабочих мест в городе Москве»[37]; Закон г. Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»[38]; Закон г. Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»[39]. Очевидно, что данные акты приняты на основе федеральных законов, регулирующих отношения в этой же области.

К актам московского Правительства относятся: Положение о порядке оказания органами социальной защиты населения материальной (денежной) помощи пенсионерам и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации[40]; Постановление Правительства Москвы о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания[41] и многие другие. Принятие актов Правительством г. Москвы основано во многом на уже существующем федеральном законодательстве. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти г. Москвы (как и любого субъекта РФ) распространяются строго на территорию данного субъекта и должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и иным федеральным законодательством.

Замечу, что основная непосредственная работа в области социального обслуживания населения возложена на соответствующие органы субъектов РФ. Следовательно, законодательство субъектов (региональное) приобретает в последнее время все большее значение. А выбор приоритетов социальной политики зависит от экономического развития того или иного субъекта РФ.


[1] Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. – М.: Проспект, 2002. С. 11.

[2] Серебрякова Е. А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир. 2000. № 8. С. 27.

[3] Мироненкова М. Н. Направление развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инвалидов в условиях формирования рыночной экономики в России: дисс. на соиск. уч. степени  к.э.н. М. 1996. С. 14.

[4] Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобчсва С. И. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус. 2004. С. 69.

[5] Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

[6] Мироненкова М. Н. Направление развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инвалидов в условиях формирования рыночной экономики в России: дисс. на соиск. уч. степени  к.э.н. М. 1996. С. 11.

См. также Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов. – М.: Юридическая литература. 1986. С. 29.

[7] Тучкова Э. Г., Захаров М. Л. Право социального обеспечения России: учебник. – М.: БЕК. 2001. С. 490.

[8] Положение о  государственной службе медико-социальной экспертизы Москвы. Утв.  Постановлением Правительства г. Москвы от 17 июня 1997 г. № 454 // Internet: Консультант Плюс.

[9] Положение о  государственной   службе реабилитации инвалидов г. Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от  8 июня 1999 г. № 514-ПП // Internet: Консультант Плюс.

[10] Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. 2003. № 5. С. 19.

[11] Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.). Ч. 4 ст. 3 // Internet: Консультант Плюс.

[12] Согласно Конституции РФ  (ст. 72) регулирование социального обеспечения и социального обслуживания граждан относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

[13] Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Internet: Консультант Плюс.

[14] О гражданских и политических правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

[15] Европейская социальная хартия. Принята Советом Европы 18 октября 1961 г. // Internet: Консультант Плюс.

[16] Об основных целях и нормах социальной политики: Конвенция МОТ № 117 от 6 июня 1962 г. // Internet: Консультант Плюс.

[17] О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ № 102 от 4 июня 1952 г. // Internet: Консультант Плюс.

[18] О правах инвалидов: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1971 г. № 3447 (XXX) // Internet: Консультант Плюс.

[19] О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Конвенция МОТ ратифицирована РФ 3 июня 1988 г. № 159 // Internet: Консультант Плюс.

[20] О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Рекомендация МОТ от 20 июня 1983 г. № 168 // Internet: Консультант Плюс.

[21] Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. – М.: Инфра-М. 2000.

[22] Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. – М.: Проспект. 2002. С. 17.

[23] Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

[24] Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002 – 2004 годы: Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 января 2002 г. № 70 // Internet: Консультант Плюс.

[25] Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 // Internet: Консультант Плюс.

[26] О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

[27] Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

[28] О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

[29] О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов: Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. № 394 // Internet: Консультант Плюс.

[30] Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. от 13.01.2001 г., 07.07. 2003 г. № 111-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

[31] О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов: Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. № 394 // Internet: Консультант Плюс.

[32] Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 // Internet: Консультант Плюс.

[33] Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 8 июля 1997 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

[34] Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244) // Internet: Консультант Плюс.

[35] О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 30 сентября 2002 г. № 3(Д) // Internet: Консультант Плюс.

[36] Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244) // Internet: Консультант Плюс.

[37] О квотировании рабочих мест в городе Москве: Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 // Internet: Консультант Плюс.

[38] Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы: Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 // Internet: Консультант Плюс.

[39] О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве: Закон города Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 // Internet: Консультант Плюс.

[40] Положение о порядке оказания органами социальной защиты населения материальной (денежной) помощи пенсионерам и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации: Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 28 апреля 1997 г. №343-рм // Internet: Консультант Плюс.

[41] О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства г. Москвы от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

Литература:

Законодательные акты:


1.            Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Internet: Консультант Плюс.

2.            О гражданских и политических правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

3.            Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

4.            Европейская социальная хартия. Принята Советом Европы 18 октября 1961 г. // Internet: Консультант Плюс.

5.            Об основных целях и нормах социальной политики: Конвенция МОТ № 117 от 6 июня 1962 г. // Internet: Консультант Плюс.

6.            О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ № 102 от 4 июня 1952 г. // Internet: Консультант Плюс.

7.            О правах инвалидов: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1971 г. № 3447 (XXX) // Internet: Консультант Плюс.

8.            О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Конвенция МОТ ратифицирована РФ 3 июня 1988 г. № 159 // Internet: Консультант Плюс.

9.            О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Рекомендация МОТ от 20 июня 1983 г. № 168 // Internet: Консультант Плюс.

10.        Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. – М.: Инфра-М. 2000.

11.        Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

12.        О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

13.        О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

14.        О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

15.        О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 1 января 1998 г. № 134-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

16.        О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ
(с изм. от 9.07.1999 г., 27.12.2000 г., 30.12.2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

17.        О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

18.        Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. от 13.01.2001 г., 07.07. 2003 г. № 111-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

19.        О ветеранах: Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (с изм. от 02.01.2000 г. № 40-ФЗ, 04.05.2000 N 57-ФЗ, 08.08.2001 г. № 124-ФЗ, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

20.        О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Internet: Консультант Плюс.

21.        Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. от 16.11.1997 г., 20.07, 7.08, 27.12. 2000 г., 30.12.2001 г., 13.02, 21.03, 25.06, 25.07, 24.12. 2002 г., 10.01, 7.07 2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

22.        О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (с изм. от 27.12.1999 г. № 19-П, 10.07.2000 г. № 92-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 24.10.2000 г. № 13-П, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, 30.12.2001 г. № 194-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

23.        Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Подписаны Президентом РФ 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изм. от 24.12.1993 г. № 2288, 02.03.1998 г. № 30-ФЗ, 20.12.1999 г. № 214-ФЗ, 02.12.2000 г. № 139-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

24.        О занятости населения в РФ: Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (с изм. от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ, 16.12.1997 г. № 20-П, 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, 30.04.1999 г. № 85-ФЗ, 17.07.1999 г. № 175-ФЗ, 20.11.1999 г. № 195-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 29.12.2001 г. № 188-ФЗ, 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, 10.01.2003 г. № 8-ФЗ, 10.01.2003 г. № 15-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

25.        О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве: Закон города Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 // Internet: Консультант Плюс.

26.        О квотировании рабочих мест в городе Москве: Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 // Internet: Консультант Плюс.

27.        Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы: Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 // Internet: Консультант Плюс.

28.        О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения: Указ Президента РФ от 29 января 2000 г. № 115 // Internet: Консультант Плюс.

29.        О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов: Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. № 394 // Internet: Консультант Плюс.

30.        Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

31.        Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002 – 2004 годы: Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 января 2002 г. № 70 // Internet: Консультант Плюс.

32.        Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 // Internet: Консультант Плюс.

33.        О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

34.        Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244) // Internet: Консультант Плюс.

35.        Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 // Internet: Консультант Плюс.

36.        Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых  гражданам  пожилого  возраста  и  инвалидам  на дому, в полустационарных и стационарных  условиях    государственными  и  муниципальными учреждениями  социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

37.        Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утв. Постановлением Правительства от 1 июля 1995 г. № 676 // Internet: Консультант Плюс.

38.        О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности: Постановление Правительства от 26 декабря 1995 г. № 1285 // Internet: Консультант Плюс.

39.        О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

40.        О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий: Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1105 // Internet: Консультант Плюс.

41.        Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 // Internet: Консультант Плюс.

42.        Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели.   Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 // Internet: Консультант Плюс.

43.        Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание. Утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 701(с изм. от 14.11.1999 г.) // Internet: Консультант Плюс.

44.        О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах: Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 356 (в ред. от 30.09.1993 г. № 985, 26.06.1995 г. № 600) // Internet: Консультант Плюс.

45.        Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 8 июля 1997 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

46.        Примерное положение о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 // Internet: Консультант Плюс.

47.        Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения». Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 г. № 32 // Internet: Консультант Плюс.

48.        О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому: Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. № 218 // Internet: Консультант Плюс.

49.        Примерное положение о кризисном центре помощи женщинам. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 июля 1997 г. № 40 // Internet: Консультант Плюс.

50.        О мерах по реализации в Москве Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Постановление Правительства Москвы от 4 июля 2000 г. № 522 (с изменениями от 10 июля 2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

51.        О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства г. Москвы от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

52.        О лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания в г. Москве: Постановление Правительства г. Москвы от 9 сентября 1997 г. № 666 (Д) // Internet: Консультант Плюс.

53.        Положение о  государственной службе медико-социальной экспертизы Москвы. Утв.  Постановлением Правительства г. Москвы от 17 июня 1997 г. № 454 // Internet: Консультант Плюс.

54.        Положение о  государственной   службе реабилитации инвалидов г. Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от  8 июня 1999 г. № 514-ПП // Internet: Консультант Плюс.

55.        Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению»: Постановление  Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 № 53 // Internet: Консультант Плюс.

56.        Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям»: Постановление  Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 г. № 52 // Internet: Консультант Плюс.

57.        Примерное Положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. № 14 // Internet: Консультант Плюс.

58.        Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Утв. Постановлением Министерства труда РФ от  8 сентября 1993 г. № 150 // Internet: Консультант Плюс.

59.        Инструкция о порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов. Утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г. № 35. П.14 // Internet: Консультант Плюс.

60.        Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утв. Постановлением-приказом Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 23 декабря 1996 г. № 21/417/515 // Internet: Консультант Плюс.

61.        О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 30 сентября 2002 г. № 3(Д) // Internet: Консультант Плюс.

62.        Положение о департаменте социальной защиты населения города Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 24 декабря 2002 г. № 1057-ПП // Internet: Консультант Плюс.

63.        Об утверждении примерных Положений о Центре социальной помощи семье и детям, Социальном приюте для детей и подростков, Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних: Приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 11 апреля 2003 года № 188 // Internet: Консультант Плюс.

Специальная литература:

64.        Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобчева С. И. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус. 2004.

65.        Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. – М.: Проспект. 2002.

66.        Давыдова Н. М.  Депривационный подход в оценках бедности. 2003.

67.        Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра. 2001. Internet: www.chelt.ru.

68.        Карелова Г. Были сироты казанские, а стали социальные // Парламентская газета. 2004. № 17.

69.        Карюхин Э. В. Общие понятия о реабилитации. 2002.

70.        Куманова А. А. Исторические традиции и современные модели социальной защиты населения: дисс. на соиск. уч. степени к.и.н. М. 2000.

71.        Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право). – М.: Былина. 2000.

72.        Под ред. Либоракиной М. И. Социальная помощь: на пути к адресности: сборник статей. – М.: Фонд «Институт экономики города». 2002.

73.        Лисица В. Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. 2003. № 10.

74.        Лоншакова Т. Е. Комплексный подход в организации социального обслуживания населения (социологический анализ): дисс. на соиск. уч. степени  к.ю.н. М. 1999.

75.        Малеин Н. С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. № 6.

76.        Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. – М.: Инфра-М. 1998. С. 12.

77.        Мироненкова М. Н. Направление развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инвалидов в условиях формирования рыночной экономики в России: дисс. на соиск. уч. степени  к.э.н. М. 1996.

78.        Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ. 1996.

79.        Починок А. Помогать тем, кто в этом нуждается.  2002. Internet: www.mintrud.ru.

80.        Серебрякова Е. А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир. 2000. № 8.

81.        Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Юринформцентр. 2002.

82.        Тучкова Э. Г., Захаров М. Л. Право социального обеспечения России: учебник. – М.: БЕК. 2001.

83.        Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов. – М.: Юридическая литература. 1986.

84.        Циткилов П. Я. Муниципальные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: опыт, проблемы, перспективы развития.

85.        Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. 2003. № 5.

В процессе работы использовались материалы следующих сайтов в Internet:

86.        Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

87.        Официальный сайт Госкомстата РФ в Internet.

88.        Официальный сайт Департамента социальной защиты населения г. Москвы.

89.        Консультант Плюс.

90.        Специализированные сайты для инвалидов.

91.        Федеральный правовой портал «Юридическая Россия».

92.        Сайт журнала Человек и труд.

93.        Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности.

94.        Электронная библиотека Воеводина.

Автор: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Статьи

 

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Comments are closed.