RSS
 

Виды социального обслуживания граждан в РФ – МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

30 Дек

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что в действующем законодательстве отсутствует легальное определение материальной помощи. Это еще раз демонстрирует недоработку законодательства в сфере социального обслуживания, о чем уже говорилось ранее. Этот термин следует понимать как выплату (в денежной или натуральной форме) физическому лицу в связи со сложным материальным положением или определенной жизненной ситуацией (стихийное бедствие, например).

Словарное значение термина «материальный» –  относящийся к уровню жизни, к доходу, к заработку[1]. Очевидно, что основная задача при оказании материальной помощи – поддержание приемлемого (необходимого и достаточного) уровня жизни граждан, находящихся в социально-трудной ситуации. Обратим внимание на единовременность материальной помощи, которая выступает в качестве материальной поддержки и, как правило, не носит длящийся характер, в этом проявляется ее отличие от других видов социального обслуживания.

Ст. 8 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ[2], посвященная материальной помощи, как одному из видов социального обслуживания, говорит о том, что материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Несмотря на отсутствие в законодательстве определения понятия «материальная помощь», и исходя из вышесказанного, попробуем сформулировать понятие сами – это единовременная выплата органом социального обслуживания (в денежной или натуральной форме) физическому лицу, находящемуся в трудной жизненной ситуации и выраженная в  виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива.

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, мы видим, что компетенция органов исполнительной власти в данной сфере чрезвычайно велика.

Основным критерием при установлении права на материальную помощь является малообеспеченность, как показатель нуждаемости. Органы социальной защиты населения решают вопрос о признании граждан малоимущими и об оказании им  материальной помощи, исходя из расчета среднедушевого дохода семьи и отдельных граждан[3]. У определения малообеспеченности существует законодательная основа. Речь идет о таких нормативных актах, как: Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» [4], который устанавливает порядок учета доходов граждан с целью признания их малоимущими; ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[5], который устанавливает правовую основу  для определения  прожиточного  минимума и его учета   при    установлении государственных  гарантий, осуществлении мер социальной защиты  граждан  России; Федеральный закон «О государственной социальной помощи» [6], который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам; Постановление Правительства РФ о перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи[7], которое перечисляет виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода нуждающихся граждан и иные законодательные акты. Иными словами, в России к категории малообеспеченных относят людей (семьи), чей совокупный доход ниже установленного прожиточного минимума в данном регионе (субъекте).

Отмечу, что помимо традиционно уязвимых групп населения (пенсионеры и инвалиды) в категорию малообеспеченных попадают новые большие группы экономически активного населения (безработные, трудоспособные родители, имеющие детей, военнослужащие, уволенные с военной службы и др.), так же на материальную помощь могут рассчитывать лица, пострадавшие от стихийных бедствий, экологических катастроф, чрезвычайных ситуаций. Особое внимание уделяется: социальному обслуживанию семьи и детей (детей – инвалидов, детей, подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям и проч.); помощи женщинам и детям – жертвам насилия в семье; детям – несовершеннолетним преступникам и правонарушителям и т. д. Материальная помощь также может оказываться одиноким гражданам, одиноким супружеским парам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного на момент предоставления помощи.

Говоря об источниках для  оказания материальной помощи, замечу, что  ими являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.

Непосредственную работу по оказанию материальной помощи ведут муниципальные центры социального обслуживания (ЦСО)[8], значение которых в последние годы серьезно укрепилось. ЦСО осуществляют на территории административного округа деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам и иным категориям граждан, являются некоммерческими организациями. Первые ЦСО стали создаваться в стране еще в конце 80-х годов. Сегодня значительная часть центров социального обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.

Далее целесообразно сказать о том, что оказание материальной помощи (и других видов социального обслуживания) гражданам производится после их зачисления на обслуживание в ЦСО по месту их жительства. Исходя из анализа законодательных актов, рассмотрим документы, на основании которых происходит зачисление:

§        документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт; заграничный паспорт; справка об освобождении – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные документы, удостоверяющие личность гражданина);

§        личное заявление (либо опекуна, попечителя);

§        заключение специалиста по социальной работе;

§        направление территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений;

§        акт материально-бытового обследования условий проживания;

§        справка, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок;

§        инвалиды представляют индивидуальную программу реабилитации, выданную учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы;

§        справка учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.

Граждане, проживающие в семьях или имеющие родственников, обязанных их содержать, представляют также:

§        справку органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;

§        справки о доходах каждого члена семьи[9].

Документы могут быть представлены в подлинниках или в копиях, заверенных в установленном порядке. Подобный перечень может содержать различные комбинации вышеперечисленных документов, это зависит от индивидуальных обстоятельств нуждающегося (вида трудной жизненной ситуации, категории граждан).

Замечу, что в г. Москве порядок оказания материальной помощи регулируется специальным Положением[10], в соответствии с которым заявления и документы граждан рассматриваются комиссиями по распределению и оказанию материальной помощи, создаваемыми при окружных и муниципальных органах социальной защиты. Комиссии возглавляются руководителем соответствующего органа или его заместителем. При определении размера оказываемой материальной помощи конкретному гражданину комиссия должна учитывать: материально-бытовое положение заявителя, состав и доход семьи, причины и обстоятельства, побудившие заявителя к обращению за помощью, документы, подтверждающие произведенные расходы или потребность в средствах. В случае отказа в помощи указывается причина принятого решения и возможные рекомендации заявителю. Протокол подписывается всеми присутствовавшими на заседании комиссии, выписка из протокола является основанием для бухгалтерии учреждения для перечисления средств нуждающимся гражданам[11]. Что касается размера оказываемой материальной помощи, то он определяется, как уже было отмечено выше, исходя из индивидуальных особенностей положения, в котором оказался тот или иной гражданин.

Оценка нуждаемости отдана на рассмотрение органов социального обслуживания в лице социальных работников. Однако, в соответствии с  ФЗ «О государственной социальной помощи»[12] размер помощи определяется законодательством субъектов Российской Федерации в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Иными словами, материальная помощь является одним из реальных шагов на пути поддержки незащищенных групп населения через предоставление не только денежных средств, но и продуктов питания, средств санитарии и гигиены, ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива и др.


[1] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ. 1996. С. 338.

[2] Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.). Ст. 8 // Internet: Консультант Плюс.

[3] О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. Ст. 7 // Internet: Консультант Плюс.

[4] О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

[5] О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 1 января 1998 г. № 134-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

[6] О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

[7] О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи: Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 // Internet: Консультант Плюс.

[8] Об утверждении примерного положения о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 8 июля 1997 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

[9] Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения»: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 г. № 32. П. 4.1 // Internet: Консультант Плюс.

См. также: Об утверждении примерного положения о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 8 июля 1997 г. № 36. П. 1.10 // Internet: Консультант Плюс.

[10] Положение о порядке оказания органами социальной защиты населения материальной (денежной) помощи пенсионерам и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации: Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 28 апреля 1997 г. №343-рм // Internet: Консультант Плюс.

[11] Положение о порядке оказания органами социальной защиты населения материальной (денежной) помощи пенсионерам и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации: Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 28 апреля 1997 г. №343-рм. Абз. 3 – 6 // Internet: Консультант Плюс.

[12] О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

Литература:

Законодательные акты:

1.            Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Internet: Консультант Плюс.

2.            О гражданских и политических правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

3.            Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

4.            Европейская социальная хартия. Принята Советом Европы 18 октября 1961 г. // Internet: Консультант Плюс.

5.            Об основных целях и нормах социальной политики: Конвенция МОТ № 117 от 6 июня 1962 г. // Internet: Консультант Плюс.

6.            О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ № 102 от 4 июня 1952 г. // Internet: Консультант Плюс.

7.            О правах инвалидов: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1971 г. № 3447 (XXX) // Internet: Консультант Плюс.

8.            О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Конвенция МОТ ратифицирована РФ 3 июня 1988 г. № 159 // Internet: Консультант Плюс.

9.            О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Рекомендация МОТ от 20 июня 1983 г. № 168 // Internet: Консультант Плюс.

10.        Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. – М.: Инфра-М. 2000.

11.        Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

12.        О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

13.        О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

14.        О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

15.        О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 1 января 1998 г. № 134-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

16.        О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ
(с изм. от 9.07.1999 г., 27.12.2000 г., 30.12.2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

17.        О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

18.        Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. от 13.01.2001 г., 07.07. 2003 г. № 111-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

19.        О ветеранах: Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (с изм. от 02.01.2000 г. № 40-ФЗ, 04.05.2000 N 57-ФЗ, 08.08.2001 г. № 124-ФЗ, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

20.        О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Internet: Консультант Плюс.

21.        Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. от 16.11.1997 г., 20.07, 7.08, 27.12. 2000 г., 30.12.2001 г., 13.02, 21.03, 25.06, 25.07, 24.12. 2002 г., 10.01, 7.07 2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

22.        О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (с изм. от 27.12.1999 г. № 19-П, 10.07.2000 г. № 92-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 24.10.2000 г. № 13-П, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, 30.12.2001 г. № 194-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

23.        Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Подписаны Президентом РФ 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изм. от 24.12.1993 г. № 2288, 02.03.1998 г. № 30-ФЗ, 20.12.1999 г. № 214-ФЗ, 02.12.2000 г. № 139-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

24.        О занятости населения в РФ: Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (с изм. от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ, 16.12.1997 г. № 20-П, 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, 30.04.1999 г. № 85-ФЗ, 17.07.1999 г. № 175-ФЗ, 20.11.1999 г. № 195-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 29.12.2001 г. № 188-ФЗ, 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, 10.01.2003 г. № 8-ФЗ, 10.01.2003 г. № 15-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

25.        О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве: Закон города Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 // Internet: Консультант Плюс.

26.        О квотировании рабочих мест в городе Москве: Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 // Internet: Консультант Плюс.

27.        Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы: Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 // Internet: Консультант Плюс.

28.        О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения: Указ Президента РФ от 29 января 2000 г. № 115 // Internet: Консультант Плюс.

29.        О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов: Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. № 394 // Internet: Консультант Плюс.

30.        Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

31.        Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002 – 2004 годы: Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 января 2002 г. № 70 // Internet: Консультант Плюс.

32.        Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 // Internet: Консультант Плюс.

33.        О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

34.        Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244) // Internet: Консультант Плюс.

35.        Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 // Internet: Консультант Плюс.

36.        Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых  гражданам  пожилого  возраста  и  инвалидам  на дому, в полустационарных и стационарных  условиях    государственными  и  муниципальными учреждениями  социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

37.        Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утв. Постановлением Правительства от 1 июля 1995 г. № 676 // Internet: Консультант Плюс.

38.        О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности: Постановление Правительства от 26 декабря 1995 г. № 1285 // Internet: Консультант Плюс.

39.        О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

40.        О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий: Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1105 // Internet: Консультант Плюс.

41.        Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 // Internet: Консультант Плюс.

42.        Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели.   Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 // Internet: Консультант Плюс.

43.        Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание. Утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 701(с изм. от 14.11.1999 г.) // Internet: Консультант Плюс.

44.        О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах: Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 356 (в ред. от 30.09.1993 г. № 985, 26.06.1995 г. № 600) // Internet: Консультант Плюс.

45.        Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 8 июля 1997 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

46.        Примерное положение о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 // Internet: Консультант Плюс.

47.        Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения». Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 г. № 32 // Internet: Консультант Плюс.

48.        О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому: Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. № 218 // Internet: Консультант Плюс.

49.        Примерное положение о кризисном центре помощи женщинам. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 июля 1997 г. № 40 // Internet: Консультант Плюс.

50.        О мерах по реализации в Москве Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Постановление Правительства Москвы от 4 июля 2000 г. № 522 (с изменениями от 10 июля 2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

51.        О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства г. Москвы от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

52.        О лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания в г. Москве: Постановление Правительства г. Москвы от 9 сентября 1997 г. № 666 (Д) // Internet: Консультант Плюс.

53.        Положение о  государственной службе медико-социальной экспертизы Москвы. Утв.  Постановлением Правительства г. Москвы от 17 июня 1997 г. № 454 // Internet: Консультант Плюс.

54.        Положение о  государственной   службе реабилитации инвалидов г. Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от  8 июня 1999 г. № 514-ПП // Internet: Консультант Плюс.

55.        Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению»: Постановление  Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 № 53 // Internet: Консультант Плюс.

56.        Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям»: Постановление  Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 г. № 52 // Internet: Консультант Плюс.

57.        Примерное Положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. № 14 // Internet: Консультант Плюс.

58.        Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Утв. Постановлением Министерства труда РФ от  8 сентября 1993 г. № 150 // Internet: Консультант Плюс.

59.        Инструкция о порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов. Утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г. № 35. П.14 // Internet: Консультант Плюс.

60.        Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утв. Постановлением-приказом Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 23 декабря 1996 г. № 21/417/515 // Internet: Консультант Плюс.

61.        О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 30 сентября 2002 г. № 3(Д) // Internet: Консультант Плюс.

62.        Положение о департаменте социальной защиты населения города Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 24 декабря 2002 г. № 1057-ПП // Internet: Консультант Плюс.

63.        Об утверждении примерных Положений о Центре социальной помощи семье и детям, Социальном приюте для детей и подростков, Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних: Приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 11 апреля 2003 года № 188 // Internet: Консультант Плюс.

Специальная литература:

64.        Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобчева С. И. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус. 2004.

65.        Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. – М.: Проспект. 2002.

66.        Давыдова Н. М.  Депривационный подход в оценках бедности. 2003.

67.        Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра. 2001. Internet: www.chelt.ru.

68.        Карелова Г. Были сироты казанские, а стали социальные // Парламентская газета. 2004. № 17.

69.        Карюхин Э. В. Общие понятия о реабилитации. 2002.

70.        Куманова А. А. Исторические традиции и современные модели социальной защиты населения: дисс. на соиск. уч. степени к.и.н. М. 2000.

71.        Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право). – М.: Былина. 2000.

72.        Под ред. Либоракиной М. И. Социальная помощь: на пути к адресности: сборник статей. – М.: Фонд «Институт экономики города». 2002.

73.        Лисица В. Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. 2003. № 10.

74.        Лоншакова Т. Е. Комплексный подход в организации социального обслуживания населения (социологический анализ): дисс. на соиск. уч. степени  к.ю.н. М. 1999.

75.        Малеин Н. С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. № 6.

76.        Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. – М.: Инфра-М. 1998. С. 12.

77.        Мироненкова М. Н. Направление развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инвалидов в условиях формирования рыночной экономики в России: дисс. на соиск. уч. степени  к.э.н. М. 1996.

78.        Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ. 1996.

79.        Починок А. Помогать тем, кто в этом нуждается.  2002. Internet: www.mintrud.ru.

80.        Серебрякова Е. А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир. 2000. № 8.

81.        Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Юринформцентр. 2002.

82.        Тучкова Э. Г., Захаров М. Л. Право социального обеспечения России: учебник. – М.: БЕК. 2001.

83.        Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов. – М.: Юридическая литература. 1986.

84.        Циткилов П. Я. Муниципальные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: опыт, проблемы, перспективы развития.

85.        Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. 2003. № 5.

В процессе работы использовались материалы следующих сайтов в Internet:

86.        Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

87.        Официальный сайт Госкомстата РФ в Internet.

88.        Официальный сайт Департамента социальной защиты населения г. Москвы.

89.        Консультант Плюс.

90.        Специализированные сайты для инвалидов.

91.        Федеральный правовой портал «Юридическая Россия».

92.        Сайт журнала Человек и труд.

93.        Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности.

94.        Электронная библиотека Воеводина.

Автор: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Статьи

 

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Comments are closed.

 
. И можно произвести Индезит самостоятельно.