RSS
 

Виды социального обслуживания граждан в РФ – СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ

30 Дек

Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 млн. человек), лиц старше 70 лет (12,5 млн. человек), долгожителей (около 18 тыс. человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 млн. человек)[1].

К целям, которые преследует рассматриваемый вид социального обслуживания, относятся: 1) повышение уровня и качества жизни пожилых людей и инвалидов; 2) максимальное продление нахождения граждан в привычной для них среде обитания, поддержание их личностного и социального статуса, защита их прав и законных интересов; 3) утверждение в общественном сознании стереотипа значимости старшего поколения как носителя нравственных, эстетических, культурных ценностей.

При муниципальных центрах социального обслуживания (либо местных органах социальной защиты населения) организуются отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, а так же отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами и различными формами заболеваний. В предоставлении социальных услуг на дому может быть отказано, если гражданин является хроническим алкоголиком, страдает каким-либо инфекционным заболеванием карантинного характера и иными социально значимыми болезнями.

В стране действует 11,5 тыс. отделений социального обслуживания на дому, оказывающих регулярную помощь более чем 1 млн. человек[2].

По мнению Циткилова П. Я.[3] отделения социальной помощи на дому бывают трех основных типов: городские, сельские и смешанные. В зависимости от этого устанавливается норма обслуживания: 8 клиентов на социального работника при городском типе отделения, 6-7 клиентов в условиях смешанного типа и 4 клиента в условиях сельской местности. Посещают своих подопечных социальные работники не реже трех раз в неделю. Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 месяцев). Социальные работники выходят к подопечным по графику, составленному с учётом пожеланий престарелых и инвалидов и утверждённому руководителем учреждения. Их снабжают специальными хозяйственными сумками, халатами и инвентарём для уборки помещений. Кроме того, обязательны удостоверения, дающие право на внеочередное обслуживание предприятиями торговли, общественного питания, бесплатное пользование городским транспортом.

Порядок зачисления на социальное обслуживание на дому регулируется непосредственно приказом о порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому[4]. В соответствии с данным актом социальным обслуживанием на дому обеспечиваются лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Зачисление на социальное обслуживание на дому указанных граждан производится на основании их письменного заявления на имя руководителя органа социальной защиты населения района (города) или центра социального обслуживания.

В недельный срок с момента получения заявления руководитель органа социальной защиты населения района (города) или центра социального обслуживания организует обследование условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт; запрашивает из пенсионного органа данные о размере получаемой пенсии, а из лечебно-профилактического учреждения – заключение о состоянии здоровья и отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому. Далее принимается решение о зачислении заявителя на постоянное или временное социальное обслуживание на дому, видах и периодичности требуемых ему услуг, необходимости их оплаты или выносит мотивированное решение об отказе в социальном обслуживании на дому, о чем сообщает заявителю.

Следующее, о чем нужно сказать, это перечень основных надомных услуг, гарантированных государством, к ним относятся:

1) услуги по организации питания, быта и досуга (покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; помощь в приготовлении пищи; доставка воды, топка печей; содействие в обеспечении топливом; содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений; содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами; содействие в посещении театров,  выставок и других  культурных мероприятий и т. д.);

2) социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги (обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; содействие  в проведении  медицинской  помощи; содействие в проведении медико-социальной экспертизы; содействие в проведении    реабилитационных    мероприятий (медицинских,  социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации; содействие в обеспечении лекарственными средствами; оказание психологической помощи; содействие в   госпитализации; содействие    в   получении    зубопротезной   и  протезно-ортопедической   помощи,   а   также   в обеспечении  техническими средствами ухода и реабилитации и др.);

3) содействие  в  получении  образования  и  (или)   профессии инвалидами   в  соответствии  с  их  физическими  возможностями умственными способностями;

4) содействие в трудоустройстве;

5) правовые услуги (помощь в оформлении документов; содействие в     получении      установленных      действующим законодательством льгот и преимуществ; оказание помощи  по   вопросам   пенсионного   обеспечения   и предоставления других социальных выплат; содействие в получении  юридической  помощи  и  иных  правовых услуг);

6) содействие в организации ритуальных услуг[5].

Важно отметить, что ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[6] так же содержит в ч. 2 ст. 17 перечень надомных социальных услуг, гарантированных государством. Перечень кратко  дублирует виды услуг, указанные в вышеупомянутом Федеральном перечне. Очевидно, это вызвано желанием законодателя, дать дополнительную государственную гарантию на рассматриваемый вид социального обслуживания для определенной категории граждан (пожилого возраста и инвалидов).

Дополнительные услуги, не входящие в федеральный и региональный перечни бесплатных или льготных услуг, оказываются на условиях полной оплаты. К ним относятся услуги специализированных отделений помощи на дому (социально-медицинское обслуживание на дому): наблюдение за состоянием здоровья; выполнение медицинских  процедур,   перевязок,   инъекций   по назначению лечащего врача; оказание санитарно-гигиенических услуг; кормление ослабленных больных и прочее. Порядок оказания платных и бесплатных услуг урегулирован соответствующими актами[7].

Тарифы на социальные услуги, оказываемые населению государственными социальными службами, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Средства,   поступающие   от   оплаты   социальных  услуг, зачисляются  на  счета  учреждений  социального   обслуживания   и направляются  на  дальнейшее  развитие  социального обслуживания и стимулирование  труда  социальных  работников  этих  учреждений

К факторам, замедляющим темпы развития рассматриваемого вида социального обслуживания, относятся: недостаточность поступлений денежных средств из местных бюджетов; введение платности социальных услуг и, как следствие, отказы от надомного обслуживания; неукомплектованность отделений социальной помощи кадрами специалистов по социальной работе, занимающихся выявлением и постановкой на надомное обслуживание престарелых и инвалидов[8].

Социальное обслуживание на дому необходимо для тех, кто не может о себе позаботиться в полной мере, но еще сохранил существенный уровень самостоятельности и способен один жить дома. Вследствие этого социальное обслуживание на дому является одним из основных видов социального обслуживания, направленным на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса.


[1] Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. 2003. № 5. С. 19.

[2] Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра. 2001.

[3] Циткилов П. Я. Муниципальные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: опыт, проблемы, перспективы развития. Internet.

[4] О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому: Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. № 218 // Internet: Консультант Плюс.

[5] Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244). Раздел II // Internet: Консультант Плюс.

[6] О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

[7] Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых  гражданам  пожилого  возраста  и  инвалидам  на дому, в полустационарных и стационарных  условиях    государственными  и  муниципальными учреждениями  социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

См. также: Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 // Internet: Консультант Плюс.

[8] Мироненкова М. Н. Направление развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инвалидов в условиях формирования рыночной экономики в России: дисс. на соиск. уч. степени  к.э.н. М. 1996. С. 86.

Литература:

Законодательные акты:

1.            Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Internet: Консультант Плюс.

2.            О гражданских и политических правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

3.            Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

4.            Европейская социальная хартия. Принята Советом Европы 18 октября 1961 г. // Internet: Консультант Плюс.

5.            Об основных целях и нормах социальной политики: Конвенция МОТ № 117 от 6 июня 1962 г. // Internet: Консультант Плюс.

6.            О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ № 102 от 4 июня 1952 г. // Internet: Консультант Плюс.

7.            О правах инвалидов: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1971 г. № 3447 (XXX) // Internet: Консультант Плюс.

8.            О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Конвенция МОТ ратифицирована РФ 3 июня 1988 г. № 159 // Internet: Консультант Плюс.

9.            О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Рекомендация МОТ от 20 июня 1983 г. № 168 // Internet: Консультант Плюс.

10.        Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. – М.: Инфра-М. 2000.

11.        Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

12.        О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

13.        О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

14.        О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

15.        О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 1 января 1998 г. № 134-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

16.        О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ
(с изм. от 9.07.1999 г., 27.12.2000 г., 30.12.2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

17.        О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

18.        Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. от 13.01.2001 г., 07.07. 2003 г. № 111-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

19.        О ветеранах: Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (с изм. от 02.01.2000 г. № 40-ФЗ, 04.05.2000 N 57-ФЗ, 08.08.2001 г. № 124-ФЗ, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

20.        О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Internet: Консультант Плюс.

21.        Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. от 16.11.1997 г., 20.07, 7.08, 27.12. 2000 г., 30.12.2001 г., 13.02, 21.03, 25.06, 25.07, 24.12. 2002 г., 10.01, 7.07 2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

22.        О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (с изм. от 27.12.1999 г. № 19-П, 10.07.2000 г. № 92-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 24.10.2000 г. № 13-П, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, 30.12.2001 г. № 194-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

23.        Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Подписаны Президентом РФ 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изм. от 24.12.1993 г. № 2288, 02.03.1998 г. № 30-ФЗ, 20.12.1999 г. № 214-ФЗ, 02.12.2000 г. № 139-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

24.        О занятости населения в РФ: Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (с изм. от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ, 16.12.1997 г. № 20-П, 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, 30.04.1999 г. № 85-ФЗ, 17.07.1999 г. № 175-ФЗ, 20.11.1999 г. № 195-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 29.12.2001 г. № 188-ФЗ, 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, 10.01.2003 г. № 8-ФЗ, 10.01.2003 г. № 15-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

25.        О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве: Закон города Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 // Internet: Консультант Плюс.

26.        О квотировании рабочих мест в городе Москве: Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 // Internet: Консультант Плюс.

27.        Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы: Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 // Internet: Консультант Плюс.

28.        О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения: Указ Президента РФ от 29 января 2000 г. № 115 // Internet: Консультант Плюс.

29.        О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов: Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. № 394 // Internet: Консультант Плюс.

30.        Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

31.        Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002 – 2004 годы: Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 января 2002 г. № 70 // Internet: Консультант Плюс.

32.        Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 // Internet: Консультант Плюс.

33.        О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

34.        Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244) // Internet: Консультант Плюс.

35.        Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 // Internet: Консультант Плюс.

36.        Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых  гражданам  пожилого  возраста  и  инвалидам  на дому, в полустационарных и стационарных  условиях    государственными  и  муниципальными учреждениями  социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

37.        Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утв. Постановлением Правительства от 1 июля 1995 г. № 676 // Internet: Консультант Плюс.

38.        О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности: Постановление Правительства от 26 декабря 1995 г. № 1285 // Internet: Консультант Плюс.

39.        О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

40.        О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий: Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1105 // Internet: Консультант Плюс.

41.        Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 // Internet: Консультант Плюс.

42.        Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели.   Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 // Internet: Консультант Плюс.

43.        Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание. Утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 701(с изм. от 14.11.1999 г.) // Internet: Консультант Плюс.

44.        О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах: Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 356 (в ред. от 30.09.1993 г. № 985, 26.06.1995 г. № 600) // Internet: Консультант Плюс.

45.        Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 8 июля 1997 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

46.        Примерное положение о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 // Internet: Консультант Плюс.

47.        Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения». Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 г. № 32 // Internet: Консультант Плюс.

48.        О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому: Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. № 218 // Internet: Консультант Плюс.

49.        Примерное положение о кризисном центре помощи женщинам. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 июля 1997 г. № 40 // Internet: Консультант Плюс.

50.        О мерах по реализации в Москве Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Постановление Правительства Москвы от 4 июля 2000 г. № 522 (с изменениями от 10 июля 2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

51.        О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства г. Москвы от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

52.        О лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания в г. Москве: Постановление Правительства г. Москвы от 9 сентября 1997 г. № 666 (Д) // Internet: Консультант Плюс.

53.        Положение о  государственной службе медико-социальной экспертизы Москвы. Утв.  Постановлением Правительства г. Москвы от 17 июня 1997 г. № 454 // Internet: Консультант Плюс.

54.        Положение о  государственной   службе реабилитации инвалидов г. Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от  8 июня 1999 г. № 514-ПП // Internet: Консультант Плюс.

55.        Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению»: Постановление  Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 № 53 // Internet: Консультант Плюс.

56.        Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям»: Постановление  Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 г. № 52 // Internet: Консультант Плюс.

57.        Примерное Положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. № 14 // Internet: Консультант Плюс.

58.        Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Утв. Постановлением Министерства труда РФ от  8 сентября 1993 г. № 150 // Internet: Консультант Плюс.

59.        Инструкция о порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов. Утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г. № 35. П.14 // Internet: Консультант Плюс.

60.        Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утв. Постановлением-приказом Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 23 декабря 1996 г. № 21/417/515 // Internet: Консультант Плюс.

61.        О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 30 сентября 2002 г. № 3(Д) // Internet: Консультант Плюс.

62.        Положение о департаменте социальной защиты населения города Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 24 декабря 2002 г. № 1057-ПП // Internet: Консультант Плюс.

63.        Об утверждении примерных Положений о Центре социальной помощи семье и детям, Социальном приюте для детей и подростков, Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних: Приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 11 апреля 2003 года № 188 // Internet: Консультант Плюс.

Специальная литература:

64.        Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобчева С. И. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус. 2004.

65.        Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. – М.: Проспект. 2002.

66.        Давыдова Н. М.  Депривационный подход в оценках бедности. 2003.

67.        Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра. 2001. Internet: www.chelt.ru.

68.        Карелова Г. Были сироты казанские, а стали социальные // Парламентская газета. 2004. № 17.

69.        Карюхин Э. В. Общие понятия о реабилитации. 2002.

70.        Куманова А. А. Исторические традиции и современные модели социальной защиты населения: дисс. на соиск. уч. степени к.и.н. М. 2000.

71.        Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право). – М.: Былина. 2000.

72.        Под ред. Либоракиной М. И. Социальная помощь: на пути к адресности: сборник статей. – М.: Фонд «Институт экономики города». 2002.

73.        Лисица В. Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. 2003. № 10.

74.        Лоншакова Т. Е. Комплексный подход в организации социального обслуживания населения (социологический анализ): дисс. на соиск. уч. степени  к.ю.н. М. 1999.

75.        Малеин Н. С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. № 6.

76.        Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. – М.: Инфра-М. 1998. С. 12.

77.        Мироненкова М. Н. Направление развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инвалидов в условиях формирования рыночной экономики в России: дисс. на соиск. уч. степени  к.э.н. М. 1996.

78.        Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ. 1996.

79.        Починок А. Помогать тем, кто в этом нуждается.  2002. Internet: www.mintrud.ru.

80.        Серебрякова Е. А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир. 2000. № 8.

81.        Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Юринформцентр. 2002.

82.        Тучкова Э. Г., Захаров М. Л. Право социального обеспечения России: учебник. – М.: БЕК. 2001.

83.        Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов. – М.: Юридическая литература. 1986.

84.        Циткилов П. Я. Муниципальные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: опыт, проблемы, перспективы развития.

85.        Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. 2003. № 5.

В процессе работы использовались материалы следующих сайтов в Internet:

86.        Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

87.        Официальный сайт Госкомстата РФ в Internet.

88.        Официальный сайт Департамента социальной защиты населения г. Москвы.

89.        Консультант Плюс.

90.        Специализированные сайты для инвалидов.

91.        Федеральный правовой портал «Юридическая Россия».

92.        Сайт журнала Человек и труд.

93.        Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности.

94.        Электронная библиотека Воеводина.

Автор: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Статьи

 

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Comments are closed.

 
Пополнение WebMoney через SMS почтовый перевод денег украина.