RSS
 

Виды социального обслуживания граждан в РФ – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

30 Дек

Характеризуя такой вид социального обслуживания, как реабилитационные услуги, необходимо уяснить значение термина «реабилитация». Прежде всего, нужно отметить, что в литературе зачастую рассматривают реабилитацию как сложный процесс, в который входят: лечение больного – медицинская реабилитация; выведение его из психической депрессии – психологическая реабилитация; восстановление способности больного для посильного участия в трудовом процессе – профессиональная реабилитация[1]. Иными словами, реабилитация – процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий различными способами, средствами и методами, направленными на сохранение и восстановление здоровья человека и среды его жизнеобеспечения. Вышеперечисленные мероприятия должны служить основной цели: быстрейшему и наиболее полному восстановлению здоровья больных и инвалидов и возвращению их к активной жизни и общественно полезному труду; в случае с престарелыми и инвалидами, состояние здоровья которых никогда не позволит им трудиться и жить активно – цель: поддержание благоприятных условий жизни и здоровья как можно более длительный срок.

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ[2] социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. Из этого можно сделать вывод о том, что инвалиды – это не единственная категория, нуждающаяся в реабилитационных услугах, хотя и самая многочисленная и незащищенная группа.

Реабилитация инвалидов – «система медицинских, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма»[3]. Целями реабилитации в данном случае являются: восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация. Реабилитация инвалидов проходит по следующим основным направлениям: профессиональная подготовка и трудоустройство; обеспечение инвалидов транспортными средствами, средствами передвижения и протезно-ортопедическая помощь. Рассмотрим подробнее каждое.

Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов. Вышеупомянутые нормативные акты закрепляют право инвалидов на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на услуги по трудоустройству и иные консультации, которые призваны ускорить процесс их интеграции в общество.

В настоящее время право инвалидов на бесплатное получение профессий реализуется в 42 специальных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, в которых обучаются свыше 7 тысяч человек по 23 специальностям и 40 профессиям. Обучение проводится и в учреждениях Министерства образования. В рамках среднего профобразования осуществляется подготовка по современным специальностям, связанным с менеджментом, финансами, банковским делом, организацией социального обеспечения и т. д.[4]

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации[5] в учреждениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) разрабатывается учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Она включает в себя: перечень  реабилитационных  мероприятий,  направленных  на восстановление способностей  инвалида  к  бытовой,   общественной, профессиональной деятельности  в  соответствии  со  структурой его потребностей, кругом  интересов,  уровнем  притязаний   с   учетом прогнозируемого уровня      его      соматического      состояния, психофизиологической выносливости,  социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. В  ИПР  определяются  виды,  формы  рекомендуемых  инвалиду реабилитационных мероприятий,   их   объемы,  сроки  проведения. ИПР составляется и реализуется только при согласии инвалида (или его законного представителя).

Дети-инвалиды дошкольного возраста получают реабилитационные услуги в детских дошкольных учреждениях общего типа, а если это исключа­ется по состоянию их здоровья, то в специальных дошколь­ных учреждениях. Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразователь­ных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Важно отметить, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразователь­ных учреждениях обучение детей-инвалидов с согласия родителей производится на дому[6] по полной общеобразовательной или индиви­дуальной программе. Обучение проводится, как правило, ближайшим к месту жительства ребенка-инвалида образовательным учреждением. На время обу­чения образовательное учреждение предоставляет бесплатно учебники, учебную и справочную литературу, имеющуюся в библиотеке образо­вательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педа­гогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выда­ет документ государственного образца о соответствующем образова­нии. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвали­дов и осуществляющим их воспитание и обучение на дому самостоя­тельно, органы управления образованием компенсируют затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Нормативно-правовые акты международного характера, а в частности, Конвенция МОТ «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов»[7], закреп­ляют принципы профессиональной реабилитации инвалидов и поли­тику в отношении их занятости.

Закон от 24 ноября 1995 г.[8] предусматривает, что государство обеспечи­вает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессиональ­ного образования в соответствии с индивидуальной программой реа­билитации инвалида. Профессиональное образование инвалидов осуществляется в образовательных учреждениях различных типов и уровней. Для инвалидов, нуждающихся в специальных услови­ях для получения профессионального образования, создаются специализированных профессиональных образовательных учреждениях различных типов и видов. Также для них могут создаваться соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Подго­товка и профессиональное образование инвалидов в специализированных учреждениях осуществляется в со­ответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Обучение может проходить по индивидуальной программе, графику, заочно, экстерном, на дому. Государство обеспечивает учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также создает возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

В соответствии с Указом Президента «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»[9] в образовательных учреждениях организуется профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов и, в первую очередь, по приоритетным профессиям, таким как: бухгалтер, агент, делопроизводитель, налоговый инспектор, огранщик бриллиантов и алмазов, ювелир, секретарь, юрист и многие другие[10]. В Законе РФ «Об образовании» закреплено, что в целях реализа­ции права на образование граждан, нуждающихся в социальной по­мощи, государство полностью или частично несет расходы на их со­держание в период получения ими образования[11].

Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться и на производстве, при этом положительно сказываются широкая производственная база предприятия, сокращение сроков подготовки, уровень материального обеспечения во время обучения, а так же возможность последующего трудоустройства.

Что касается получения инвалидами высшего образования, то такое право гарантировано ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[12]. Важно отметить, что обучение в высшем учебном заведении не должно быть противопоказано инвалидам (I и II групп) в соответствии с заключением органа медико-социальной экспертизы. Как и обычные студенты государственных, муниципальных высших учебных заведений, инвалиды обеспечивают­ся стипендиями, разница заключается лишь в размере стипендий – студентам-инвалидам I и II групп (сиротам, а также детям, оставшимся без попечения ро­дителей) размер стипендии увеличивается на 50 %. Возможность продолжения образования в случае ухудшения со­стояния здоровья инвалида обеспечивается предоставлением студен­ту высшего учебного заведения академического отпуска по медицинским показаниям, в период которого выплачивается компенсация.

Рассматривая вопрос профессиональной подготовки инвалидов нельзя не сказать о занятости и трудоустройстве инвалидов. В этой области введены дополнительные гарантии, содержащиеся в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[13] и Закон «О занятости населения в РФ»[14]. К ним относятся: 1) осуществление льготной финансово-кре­дитной политики в отношении специализированных организаций, применяющих труд инвалидов; 2) установление для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества рабочих мест для инвалидов; 3) резервирование рабочих мест по профессиям, наи­более подходящим для трудоустройства инвалидов; 4) создание инвали­дам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; 5) создание условий для предприниматель­ской деятельности инвалидов и прочее.

Законодательство устанавливает для организаций всех форм собственности с числом работающих более 30 человек квоту для приема на работу инвалидов не менее 3 % к среднесписочной численности работников (общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собствен­ности организации освобождены от обязательного квотирования ра­бочих мест для инвалидов). Субъект Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной кво­ты в Фонд занятости населения РФ. Эти средства расходуются целе­вым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

Нелишне отметить, что к гарантиям занятости также относятся: создание необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; соответствие рабочих мест специальным требованиям, в зависимости от группы инвалидности; также в случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана устанавливать для инвалидов льготные условия труда (сокращенный рабочий день – не более 35 часов в неделю, ежегодный оплачиваемый отпуск и другое).

Значение дополнительных гарантий в области занятости и трудоустройства для инвалидов достаточно велико. Гарантии позволяют повышать уровень конкурентоспособности на рынке труда граждан с инвалидностью.

Пожилые и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать и в лечебно-трудовой деятельности. Порядок такого участия утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1285[15].

Следующий вопрос, рассматриваемый нами в этом параграфе – обеспечение инвалидов транспортными средствами, средствами передвижения и протезно-ортопедическая помощь.

Очевидно, что обеспечение инвалидов транспортными средствами и специальными средствами передвижения является важнейшим условием их социальной реабилитации, возможности возвращения к активному образу жизни, а значит, способствует повышению уровня самообслуживания инвалида.

ФЗ «О ветеранах»[16] предусматривает право инвалидов войны и инвалидов боевых действий на территории других государств, а также участников Великой Отече­ственной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания либо иных причин (за исключением случаев инвалидности вследствие противоправных действий) на получение (при наличии соответствующих медицинских показаний, а инвалиды I группы по зрению или без обеих рук – без медицинских показаний) мотоко­ляски или автомобиля. Тип автомобиля и срок его использования оп­ределяются Правительством РФ, так же как и срок использования мотоколяски. В настоящее время выдается автомобиль «Ока», срок его использова­ния – 7 лет. Если есть противопоказания к вождению автомобиля или мотоколяски, то инвалид вправе передать управление другому граж­данину, проживающему с ним в одном населенном пункте. Инвалидам войны, проживающим в сельской местности, выдается по их жела­нию лошадь с упряжью и соответствующее гужевое транспортное сред­ство (коляска и т.п.).

Законом предусмотрено также возмещение расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства, полученного бесплатно или приобретенного на льготных условиях, а также приобретенного за полную стоимость инвалидами I и II групп: им компенсируются рас­ходы на бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортного средства, запасные части к нему. Порядок и уровень компенсаций определяются Правительством РФ[17]. Вместо получения транспортных средств инвалид войны может получать ежегодную денежную компенсацию расходов на транспортное обслуживание. Такую компенсацию получают не только инвалиды войны, но и участники войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением инвалидности, наступившей в результате их противоправных действий). Денежные компенсации выплачиваются и военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшими инвалидами вследствие ранения, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, если они имеют право на бесплатное предоставление транспортного средства.

Другие категории инвалидов имеют право на получение мотоколяски бесплатно при наличии медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими[18]. Мотоколяска выдается на 5 лет, далее она заменяется на новую. Законодательство предусматривает право инвалидов на приобретение автомобиля с ручным управлением, а инвалидам войны – автомобили других марок, помимо «Оки», с зачетом стоимости автомобиля, который они имеют право получить бесплатно, с компенсацией расходов, связанных с их эксплуатацией.

В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан[19] закреплено право инвалидов на льготное обеспечение протезами, ортопедическими изделиями, средствами передвижения (велоколясками, кресло-колясками). В соответствии с Инструкцией «О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов»[20] велоколяски и кресло-коляски выдаются бесплатно по месту постоянного жительства инвалидам войны, труда и детства, пенсионерам по возрасту, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет при наличии заключения врачебно-трудовой экспертной комиссии о необходимости инвалиду иметь в своем распоряжении велоколяску или кресло-коляску из-за невозможности протезирования или в связи с серьезными затруднениями в пользовании протезно-ортопедическими изделиями.

Так же устанавливаются гарантийные сроки, в течение которых граждане могут предъявлять претензии предприятиям, сделавшим то или иное средство передвижения (на малогабаритные коляски – 6 месяцев; претензии же по велоколяскам и кресло-коляскам представляются в сроки, установленные заводом-изготовителем).

Что касается протезно-ортопедической помощи, то она также имеет решающее значение для социальной реабилитации инвалидов.

На сегодняшний день существует около 200 предприятий-производителей технических средств, необходимых для реабилитации инвалидов. На протезно-ортопедических предприятиях ежегодно изготавливается более 250 тыс. пар ортопедической обуви, около 200 тыс. протезов верхних и нижних конечностей и др. Более одного миллиона человек в России нуждаются в протезно-ортопедической помощи[21]. Данная проблема обозначена в Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы»[22], где говорится о достаточно низком уровне обеспеченности нуждающихся в протезно-ортопедических изделиях, средствах передвижения.

Закон «О социальной защите инвалидов» закрепил право инвалидов на бесплатное (либо на льготных условиях) обеспечение протезно-ортопедическими изделиями[23]. В ст. 27 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» в общей форме закреплены права инвалидов на протезно-ортопедическую помощь[24]. Конкретный порядок обеспечения инвалидов всеми видами протезно-ортопедических изделий регулируется  соответствующей инструкцией[25].

К протезно-ортопедическим изделиям относятся: протезы рук, приспособления к протезам рук, кистедержатели, перчатки к протезам рук, протезы ног, ортопедические аппараты, сложная ортопедическая обувь, корсеты, обтураторы, подколенники, вкладные башмачки, спинодержатели, протезы-подставки, кожаные сиденья, кожаные брюки с подошвами и прочее.

Прием заказов на бесплатное и льготное изготовление протезно-ортопедических изделий и ортопедической обуви производится через стол заказов (регистратуру) медицинского отдела протезно-ортопедического предприятия по месту жительства инвалида. Исходным документом для оформления заказа является «карта протезирования», которая заполняется врачом протезно-ортопедического предприятия. Для оформления заказа протезируемые предъявляют: паспорт, пенсионное удостоверение (инвалиды и пенсионеры), при первичном протезировании справку учреждения медико-социальной экспертизы или выписку из истории болезни лечебного учреждения об ампутации. Карта протезирования, а также бланк-заказ являются основанием для выдачи бесплатно или на льготных условиях протезно-ортопедических изделий и (или) ортопедической обуви. Протезно-ортопедические изделия изготовляются только при условии примерки и индивидуальной подгонки. Готовое изделие выдается при непосредственном обращении протезируемого за его получением, после обучения пользованию.

Гражданам, имеющим право на бесплатное получение велоколясок и кресло-колясок, органами социального обеспечения оплачиваются расходы по поездкам для их получения или расходы по доставке велоколясок и кресло-колясок по месту их проживания. Расходы, связанные с поездками граждан, находящихся в учреждениях социального обеспечения, для заказов, примерок и получения всех видов протезно-ортопедических изделий и ортопедической обуви, производятся за счет сметы этих учреждений.

Стоит добавить, что в сфере реабилитации граждан существует такое понятие, как средства, облегчающие жизнь инвалидов, к ним относятся: приспособления для ванны, туалета, поручни, устройства для приготовления пищи и тому подобное, выдаются они также бесплатно с разрешения органа социального обеспечения, производящего оплату протезно-ортопедических изделий.

На сегодняшний день наблюдается развитие сети реабилитационных учреждений[26]. Созданы условия для развития многопрофильной комплексной реабилитации, предназначенной для восстановления способностей инвалидов к различным видам деятельности и интеграции их в общество. Задачи таких учреждений: детализация и конкретизация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы; проведение медицинской реабилитации; осуществление профессиональной реабилитации инвалидов; обучение пользованию техническими средствами реабилитации; оказание консультативно-методической помощи по вопросам реабилитации инвалидов общественным, государственным и иным организациям. В состав учреждений могут входить опытно-конструкторские мастерские по изготовлению технических средств реабилитации.

Важно отметить, что реабилитационные услуги предусмотрены не только для инвалидов, но и для иных категорий. Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов[27] предусматривает создание в своей структуре отделения социальной реабилитации. Деятельность его фокусируется на проведении оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими. Реабилитационное отделение организуется для обслуживания не менее 10 граждан. Для осуществления реабилитационных мероприятий в отделении организуются кабинеты: терапевтический, физиотерапевтический, массажный, лечебной физкультуры и т.д. Реабилитационное отделение может размещаться на базах учреждений органов здравоохранения, профилакториев, домов отдыха, в том числе, на условиях аренды помещений.

Протезно-ортопедическую помощь и иные виды реабилитационных услуг могут получить лица без определенного места жительства в специализированных учреждениях социальной помощи[28], создаваемых только для этой категории граждан. В соответствии со своими основными задачами, помимо прочего, учреждение осуществляет: содействие в обеспечении нуждающихся протезами, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями.

Подводя итог, можно сказать, что транспортные средства, средства передвижения, протезно-ортопедические изделия, иные средства, облегчающие жизнь инвалидов предназначены для восстановления способностей инвалидов к различным видам деятельности, позволяют обеспечить возможность пациентам выполнять ежедневные обязанности, восстановить их положение в семье и обществе. Не секрет, что реабилитационные услуги в нашей стране находятся на довольно низком уровне – нет достаточных средств для бесплатного обеспечения всех нуждающихся граждан; мало предприятий, специализирующихся на разработке и выпуске протезно-ортопедических изделий; качество подобной продукции также зачастую оставляет желать лучшего.

«Очевидно, что своевременно предпринятые и систематически проводимые реабилитационные мероприятия в большом числе случаев приводят к функциональному восстановлению, достаточному для самообслуживания или требующему минимальной посторонней помощи, позволяют возвращать людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в рамки полноценной жизни. Наряду с гуманистическим значением, это обстоятельство имеет также экономические последствия для семьи и общества»[29].


[1] Карюхин Э. В. Общие понятия о реабилитации. 2002.

[2] Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.). Ст. 14 // Internet: Консультант Плюс.

[3] Тучкова Э. Г., Захаров М. Л. Право социального обеспечения России: учебник. – М.: БЕК. 2001. С. 495.

[4] Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра. 2001.

[5] Примерное Положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. № 14 // Internet: Консультант Плюс.

[6] Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели.   Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 // Internet: Консультант Плюс.

[7] О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Конвенция МОТ ратифицирована РФ 3 июня 1988 г. № 159 // Internet: Консультант Плюс.

[8] О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

[9] О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов: Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. № 394 // Internet: Консультант Плюс.

[10] Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Утв. Постановлением Министерства труда РФ от  8 сентября 1993 г. № 150 // Internet: Консультант Плюс.

[11] Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. от 16.11.1997 г., 20.07, 7.08, 27.12. 2000 г., 30.12.2001 г., 13.02, 21.03, 25.06, 25.07, 24.12. 2002 г., 10.01, 7.07 2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

[12] О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (с изм. от 27.12.1999 г. № 19-П,10.07.2000 г. № 92-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 24.10.2000 г. № 13-П, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

[13] О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

[14] О занятости населения в РФ: Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (с изм. от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ, 16.12.1997 г. № 20-П, 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, 30.04.1999 г. № 85-ФЗ, 17.07.1999 г. № 175-ФЗ, 20.11.1999 г. № 195-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 29.12.2001 г. № 188-ФЗ, 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, 10.01.2003 г. № 8-ФЗ, 10.01.2003 г. № 15-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

[15] О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности: Постановление Правительства от 26 декабря 1995 г. № 1285 // Internet: Консультант Плюс.

[16] О ветеранах: Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (с изм. от 02.01.2000 г. № 40-ФЗ, 04.05.2000 N 57-ФЗ, 08.08.2001 г. № 124-ФЗ, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

[17] Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание. Утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 701(с изм. от 14.11.1999 г.) // Internet: Консультант Плюс.

[18] О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах: Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 356 (в ред. от 30.09.1993 г. № 985, 26.06.1995 г. № 600) // Internet: Консультант Плюс.

[19] Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Подписаны Президентом РФ 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изм. от 24.12.1993 г. № 2288, 02.03.1998 г. № 30-ФЗ, 20.12.1999 г. № 214-ФЗ, 02.12.2000 г. № 139-ФЗ). Ст. 27 // Internet: Консультант Плюс.

[20] Инструкция о порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов. Утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г. № 35. П.14 // Internet: Консультант Плюс.

[21] Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра. 2001. Internet: www.chelt.ru.

[22] Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

[23] О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ). Ст. 28 // Internet: Консультант Плюс.

[24] Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Подписаны Президентом РФ 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изм. от 24.12.1993 г. № 2288, 02.03.1998 г. № 30-ФЗ, 20.12.1999 г. № 214-ФЗ, 02.12.2000 г. № 139-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

[25] Инструкция о порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов. Утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г. № 35 // Internet: Консультант Плюс.

[26] Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утв. Постановлением-приказом Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 23 декабря 1996 г. № 21/417/515. Раздел I п. 1 // Internet: Консультант Плюс.

[27] Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 8 июля 1997 г. № 36. Раздел 3 п. 3.6 // Internet: Консультант Плюс.

[28] Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 // Internet: Консультант Плюс.

[29] Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов. – М.: Юридическая литература. 1986. С. 79.

Литература:

Законодательные акты:

1.            Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Internet: Консультант Плюс.

2.            О гражданских и политических правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

3.            Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

4.            Европейская социальная хартия. Принята Советом Европы 18 октября 1961 г. // Internet: Консультант Плюс.

5.            Об основных целях и нормах социальной политики: Конвенция МОТ № 117 от 6 июня 1962 г. // Internet: Консультант Плюс.

6.            О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ № 102 от 4 июня 1952 г. // Internet: Консультант Плюс.

7.            О правах инвалидов: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1971 г. № 3447 (XXX) // Internet: Консультант Плюс.

8.            О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Конвенция МОТ ратифицирована РФ 3 июня 1988 г. № 159 // Internet: Консультант Плюс.

9.            О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Рекомендация МОТ от 20 июня 1983 г. № 168 // Internet: Консультант Плюс.

10.        Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. – М.: Инфра-М. 2000.

11.        Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

12.        О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

13.        О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

14.        О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

15.        О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 1 января 1998 г. № 134-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

16.        О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ
(с изм. от 9.07.1999 г., 27.12.2000 г., 30.12.2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

17.        О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

18.        Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. от 13.01.2001 г., 07.07. 2003 г. № 111-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

19.        О ветеранах: Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (с изм. от 02.01.2000 г. № 40-ФЗ, 04.05.2000 N 57-ФЗ, 08.08.2001 г. № 124-ФЗ, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

20.        О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Internet: Консультант Плюс.

21.        Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. от 16.11.1997 г., 20.07, 7.08, 27.12. 2000 г., 30.12.2001 г., 13.02, 21.03, 25.06, 25.07, 24.12. 2002 г., 10.01, 7.07 2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

22.        О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (с изм. от 27.12.1999 г. № 19-П, 10.07.2000 г. № 92-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 24.10.2000 г. № 13-П, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, 30.12.2001 г. № 194-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

23.        Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Подписаны Президентом РФ 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изм. от 24.12.1993 г. № 2288, 02.03.1998 г. № 30-ФЗ, 20.12.1999 г. № 214-ФЗ, 02.12.2000 г. № 139-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

24.        О занятости населения в РФ: Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (с изм. от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ, 16.12.1997 г. № 20-П, 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, 30.04.1999 г. № 85-ФЗ, 17.07.1999 г. № 175-ФЗ, 20.11.1999 г. № 195-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 29.12.2001 г. № 188-ФЗ, 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, 10.01.2003 г. № 8-ФЗ, 10.01.2003 г. № 15-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

25.        О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве: Закон города Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 // Internet: Консультант Плюс.

26.        О квотировании рабочих мест в городе Москве: Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 // Internet: Консультант Плюс.

27.        Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы: Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 // Internet: Консультант Плюс.

28.        О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения: Указ Президента РФ от 29 января 2000 г. № 115 // Internet: Консультант Плюс.

29.        О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов: Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. № 394 // Internet: Консультант Плюс.

30.        Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

31.        Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002 – 2004 годы: Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 января 2002 г. № 70 // Internet: Консультант Плюс.

32.        Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 // Internet: Консультант Плюс.

33.        О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

34.        Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244) // Internet: Консультант Плюс.

35.        Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 // Internet: Консультант Плюс.

36.        Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых  гражданам  пожилого  возраста  и  инвалидам  на дому, в полустационарных и стационарных  условиях    государственными  и  муниципальными учреждениями  социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

37.        Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утв. Постановлением Правительства от 1 июля 1995 г. № 676 // Internet: Консультант Плюс.

38.        О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности: Постановление Правительства от 26 декабря 1995 г. № 1285 // Internet: Консультант Плюс.

39.        О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

40.        О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий: Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1105 // Internet: Консультант Плюс.

41.        Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 // Internet: Консультант Плюс.

42.        Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели.   Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 // Internet: Консультант Плюс.

43.        Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание. Утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 701(с изм. от 14.11.1999 г.) // Internet: Консультант Плюс.

44.        О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах: Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 356 (в ред. от 30.09.1993 г. № 985, 26.06.1995 г. № 600) // Internet: Консультант Плюс.

45.        Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 8 июля 1997 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

46.        Примерное положение о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 // Internet: Консультант Плюс.

47.        Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения». Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 г. № 32 // Internet: Консультант Плюс.

48.        О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому: Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. № 218 // Internet: Консультант Плюс.

49.        Примерное положение о кризисном центре помощи женщинам. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 июля 1997 г. № 40 // Internet: Консультант Плюс.

50.        О мерах по реализации в Москве Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Постановление Правительства Москвы от 4 июля 2000 г. № 522 (с изменениями от 10 июля 2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

51.        О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства г. Москвы от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

52.        О лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания в г. Москве: Постановление Правительства г. Москвы от 9 сентября 1997 г. № 666 (Д) // Internet: Консультант Плюс.

53.        Положение о  государственной службе медико-социальной экспертизы Москвы. Утв.  Постановлением Правительства г. Москвы от 17 июня 1997 г. № 454 // Internet: Консультант Плюс.

54.        Положение о  государственной   службе реабилитации инвалидов г. Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от  8 июня 1999 г. № 514-ПП // Internet: Консультант Плюс.

55.        Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению»: Постановление  Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 № 53 // Internet: Консультант Плюс.

56.        Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям»: Постановление  Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 г. № 52 // Internet: Консультант Плюс.

57.        Примерное Положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. № 14 // Internet: Консультант Плюс.

58.        Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Утв. Постановлением Министерства труда РФ от  8 сентября 1993 г. № 150 // Internet: Консультант Плюс.

59.        Инструкция о порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов. Утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г. № 35. П.14 // Internet: Консультант Плюс.

60.        Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утв. Постановлением-приказом Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 23 декабря 1996 г. № 21/417/515 // Internet: Консультант Плюс.

61.        О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 30 сентября 2002 г. № 3(Д) // Internet: Консультант Плюс.

62.        Положение о департаменте социальной защиты населения города Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 24 декабря 2002 г. № 1057-ПП // Internet: Консультант Плюс.

63.        Об утверждении примерных Положений о Центре социальной помощи семье и детям, Социальном приюте для детей и подростков, Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних: Приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 11 апреля 2003 года № 188 // Internet: Консультант Плюс.

Специальная литература:

64.        Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобчева С. И. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус. 2004.

65.        Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. – М.: Проспект. 2002.

66.        Давыдова Н. М.  Депривационный подход в оценках бедности. 2003.

67.        Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра. 2001. Internet: www.chelt.ru.

68.        Карелова Г. Были сироты казанские, а стали социальные // Парламентская газета. 2004. № 17.

69.        Карюхин Э. В. Общие понятия о реабилитации. 2002.

70.        Куманова А. А. Исторические традиции и современные модели социальной защиты населения: дисс. на соиск. уч. степени к.и.н. М. 2000.

71.        Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право). – М.: Былина. 2000.

72.        Под ред. Либоракиной М. И. Социальная помощь: на пути к адресности: сборник статей. – М.: Фонд «Институт экономики города». 2002.

73.        Лисица В. Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. 2003. № 10.

74.        Лоншакова Т. Е. Комплексный подход в организации социального обслуживания населения (социологический анализ): дисс. на соиск. уч. степени  к.ю.н. М. 1999.

75.        Малеин Н. С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. № 6.

76.        Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. – М.: Инфра-М. 1998. С. 12.

77.        Мироненкова М. Н. Направление развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инвалидов в условиях формирования рыночной экономики в России: дисс. на соиск. уч. степени  к.э.н. М. 1996.

78.        Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ. 1996.

79.        Починок А. Помогать тем, кто в этом нуждается.  2002. Internet: www.mintrud.ru.

80.        Серебрякова Е. А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир. 2000. № 8.

81.        Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Юринформцентр. 2002.

82.        Тучкова Э. Г., Захаров М. Л. Право социального обеспечения России: учебник. – М.: БЕК. 2001.

83.        Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов. – М.: Юридическая литература. 1986.

84.        Циткилов П. Я. Муниципальные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: опыт, проблемы, перспективы развития.

85.        Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. 2003. № 5.

В процессе работы использовались материалы следующих сайтов в Internet:

86.        Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

87.        Официальный сайт Госкомстата РФ в Internet.

88.        Официальный сайт Департамента социальной защиты населения г. Москвы.

89.        Консультант Плюс.

90.        Специализированные сайты для инвалидов.

91.        Федеральный правовой портал «Юридическая Россия».

92.        Сайт журнала Человек и труд.

93.        Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности.

94.        Электронная библиотека Воеводина.

Автор: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Статьи

 

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Comments are closed.