RSS
 

Еще раз о социальном обслуживании…

02 Янв

Социальное благополучие граждан страны достигается различными мерами, применяемыми в области экономики, политики, науки, здравоохранения, культуры, образования и т.д. Общество в целом нельзя назвать благополучным, если отсутствует помощь и защита для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. А социальное обслуживание как одно из направлений социальной политики государства должно служить сдерживанию многих негативных факторов, которые имеют место в наши дни.

В сфере социального обслуживания наблюдаются проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.

Для решения проблем в сфере социального обслуживания необходимы, помимо общего развития экономических показателей страны,  меры по реформированию социального обслуживания. В частности:

-        переход к накопительной системе в области социального обслуживания – социальному страхованию, когда за счет личных взносов граждан в образуемый фонд, последние смогут получать социальные услуги в случае попадания в трудную жизненную ситуацию.

Замысел такого страхования в финансировании соответствующих услуг не только из средств бюджета, но и за счет (полностью или частично) самих граждан. «Система социального обслуживания в целом способна эффективно выполнять свои задачи только благодаря взаимодействию страхования с государственным обеспечением»[1]. Страхование может быть добровольным либо обязательным, в любом случае, это обеспечит более рациональное использование средств бюджетов всех уровней.

Мерой, способной изменить ситуацию в области финансирования социального обслуживания является:

-      создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания.

Это позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания. Создание подобного фонда – дополнительная гарантия конституционных прав граждан на социальное обслуживание.

Следующая мера на пути совершенствования социального обслуживания:

-       наряду с развитием государственной системы, стимулирование эффективного функционирования негосударственной системы социального обслуживания.

Необходимо усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций, творческих союзов и др.), выполняющих функции социального обслуживания. Важна поддержка, в частности экономическая, таких организаций со стороны государства в виде налоговых льгот, льготных кредитов и иных привилегий.

Также необходимо:

-       проведение политики регионального выравнивания.

Нужно устранять несоответствия между объемом расходов соответствующих бюджетов и поступлениями, закрепленными за данными бюджетами. В этой области важно также выравнивание доходов между богатыми и бедными районами. Однако меры при этом необходимо принимать индивидуальные к каждому субъекту и его характеристикам – уравнительный подход к социальным потребностям разных регионов недопустим. Развитие двухуровневого механизма управления (федеральный и региональный) обеспечит создание на федеральном уровне финансовых и правовых условия для выполнения необходимого перечня государственных гарантий, а на местном уровне позволит организовать непосредственное исполнение этих обязательств, ресурсное (материально-техническое) обеспечение. Цель – формирование равного уровня социального обслуживания на территории всей страны.

Следующим шагом на пути развития социального обслуживания является:

-     увеличение самостоятельности в развитии социального обслуживания регионов.

Так как непосредственная работа по социальному обслуживанию происходит именно на региональном уровне, целесообразно предоставить регионам возможность поиска дополнительных нестандартных решений (создания внебюджетных фондов, стимулирования благотворительной деятельности, разработки нетрадиционных видов социального обслуживания – санаторий на дому, учреждение социального обслуживания на колесах и т. д.).

Важно учитывать различия в характеристиках и потребностях разных групп нуждающихся посредством:

-        учреждения во всех субъектах необходимого количества специализированных учреждений социального обслуживания, занимающихся строго определенной группой граждан (женщины, дети, инвалиды и т. д.).

Это позволит более индивидуально подойти к обслуживанию той или иной категории граждан, что, безусловно, благоприятно скажется на качестве социальных услуг, их эффективности, а значит, будет способствовать  скорейшему поиску рациональных решений. Другими словами, нужна постоянно поддерживаемая со стороны государства система специализированных учреждений социального обслуживания.

В области защиты инвалидов – одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

-        коренная перестройка систем социальной реабилитации, образования, профессиональной подготовки; создание для них доступной среды жизнедеятельности.

В неотложном порядке требуется увеличение объема и качества выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации. При этом необходимо увеличение количества учреждений, занимающихся подобной деятельностью. Необходимо оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных учреждений. Важна планомерная и оперативная работа по обеспечению доступа инвалидов к бытовой, социальной, производственной инфраструктурам, посредством устранения архитектурных барьеров, приспособления к пользованию инвалидами общественных зданий и прочее.

В рамках законодательного урегулирования необходимо:

-       принятие кодифицированного акта на уровне закона, регулирующего все основные вопросы в сфере социального обслуживания: понятие и виды социального обслуживания, круг лиц, имеющих на них право, условия их предоставления, органы их осуществляющие, ответственность субъектов социального обслуживания за нарушение своих обязанностей и т. д.

Отношения по социальному обслуживанию регулируют большое количество нормативных актов различного уровня. И весь этот массив актов лишен упорядоченности, определенности, структурированности. О важности кодификации высказываются многие авторы[2], что свидетельствует о необходимости такого шага в ближайшем будущем.

В дальнейшей работе с законодательной базой важен:

-       уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов (престарелых, инвалидов, малообеспеченных).

Очевидно, что субъектный состав нуждающихся в настоящее время достаточно широк, что обусловлено коренными переменами в стране и разнообразием негативных последствий (трудных жизненных ситуаций). Законодательство должно стремиться к подробной регламентации видов трудных жизненных ситуаций, разнообразия категорий нуждающихся. Целесообразно было бы принятие нормативного акта (или дополнения уже существующих), перечисляющего основные виды  трудных жизненных ситуаций и категорий граждан, имеющих право на тот или иной вид социального обслуживания.

Так же необходимо:

-      законодательное закрепление социальных приоритетов и гарантий в сфере социального обслуживания на государственном уровне.

В России постепенно должна выстраивается новая модель системы социального обеспечения и обслуживания, отвечающая актуальным потребностям общества и экономическим возможностям государства. Уровень жизни населения необходимо неукоснительно повышать на основе увеличения реальных доходов граждан, ведь проблема обнищания населения является одной из важнейших проблем социальной сферы в России.

В заключении хотелось бы сказать, что социальное обслуживание населения — важнейшее звено социальной защиты, механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека.


[1] Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. – М.: Проспект. 2002. С. 13.

[2] Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. – М.: Проспект. 2002. С. 115.

См. также: Лисица В. Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. 2003. № 10. С. 18.

Автор: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Статьи

 

Tags: , , , , , , , , , , , ,

Comments are closed.

 
Доставка на дом доставка суши Киев служба доставки еды по Киеву.