RSS
 

Виды социального обслуживания граждан в РФ – СТАЦИОНАРНОЕ И ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

30 Дек

Прежде всего, необходимо сказать о том, что социальное обслуживание в стационарных учреждениях осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга[1].

Полустационарное социальное обслуживание предоставляется гражданам преклонного возраста, инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению. Также в полустационарном режиме обслуживаются другие категории лиц (в том числе, несовершеннолетние, женщины).

Стационарное социальное обслуживание.

Весь комплекс социальных услуг получают граждане, прожи­вающие в стационарных учреждениях – от медицинской помо­щи до социально-трудовой реабилитации. Категории граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании условно можно разделить на три группы: пожилые граждане и инвалиды; дети (инвалиды, сироты и прочие, находящиеся в трудных жизненных ситуациях); маргинальные группы (лица без определенного места жительства, бывшие заключенные, лица, находящиеся под административным надзором). В зависимости от групп создаются различные учреждения (стационары).

Для пожилых граждан и инвалидов это: дома-интернаты для престарелых и ин­валидов; дома-интернаты для ин­валидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологичес­кие интернаты и прочее.

Дети могут получить обслуживание в таких стационарах, как: детские дома-интернаты; школы-интернаты; коррекционные детские дома (в том числе коррекционно-психологические); детские дома для детей с отклонениями; приюты; дома-интернаты для инвалидов и пр.

Лица без определенного места жительства, бывшие заключенные, лица, находящиеся под административным надзором могут обращаться в такие учреждения как: стационарные специальные дома; специальные отделения в общих стационарных заведениях для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, например; ночлежки, приюты, социальные гостиницы; центры социальной адаптации и пр.

Замечу, что приведенные учреждения дифференцируют категории нуждающихся по возрасту, состоянию здоровья, разновидностям трудных жизненных ситуаций, социальному положению и другим факторам. Так, не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для проживания детей с психическими расстройствами.

В настоящее время на территории страны действует более 1037 стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов на 229,5 тыс. мест, в том числе 534 дома-интерната общего типа на 90,2 тыс. мест, 444 психоневрологических интерната на 131,2 тыс. мест. Функционируют 31 реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью, 10 геронтологических центров.[2].

Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются граждане пенсионного возраста, а также инвали­ды 1-й и 2-й групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. Другими словами, речь идет об инвалидах, не достигших престарелого возраста. Замечу, что отдельные престарелые и инвалиды, имеющие трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-интернаты в порядке исключения по решению руководящих органов социальной защиты населения. В пер­воочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвали­ды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны.

Важно отметить, что существуют противопоказания к принятию в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а именно: психические заболевания, за исключением неврозов, инфекции (в том числе кожные, туберкулез), онкологические заболевания, алкоголизм и наркомания.

В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, не зависимо от того, есть ли у них родственники, обязанные их по закону содержать.

Дом-интернат – медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного пребывания в нем престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

Заявление о приеме в дом-интернат вместе с медицинской картой подается в вышестоящую по подчиненности организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. В случае недееспособности лица, заявление подает его законный представитель. Порядок и условия предоставления стационарного обслуживания такие же, как на дому.     В тех случаях, когда в интернат принимают супругов, им предоставляют отдельную комнату.

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях вправе распоряжаться своим имуществом, совершать соответствующие сделки, пользоваться иными правами. Лица, проживающие в стационарных учреждениях, име­ют право на: условия проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; доб­ровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом ме­дицинских рекомендаций[3]; свободное посещение нотариусом, ад­вокатом, родственниками и другими лицами; сохранение зани­маемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жи­лого фонда в течение 6 месяцев со дня поступления в стацио­нар и др.

Администрация стационара обязана: соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность лич­ности и безопасность граждан; обеспечи­вать возможность беспрепятственного приема посетителей в любое время; обеспечивать сохранность вещей; предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью в со­ответствии с установленными тарифами и пр. К обязанностям постояльцев относится, прежде всего, необходимость соблюдать порядок проживания в учреждении. В противном случае, по решению суда, принятому на основании представления администрации учреждения, нарушители могут быть переведены в специальное стационарное учреждение социального обслуживания[4].

Помещение в стационар без согласия допускается только на основании решения суда по представлению органа социальной защиты, а также в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании»[5].

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются:

1) материально – бытовые услуги (предоставление   жилой площади,   помещений  для  организации реабилитационных  мероприятий,  лечебно-трудовой  деятельности, культурно-бытового   обслуживания; предоставление в  пользование  мебели; компенсация расходов  по   проезду   на   обучение,   лечение, консультации и т. д.);

2) услуги по организации питания, быта, досуга (приготовление и подача пищи, включая диетическое питание; предоставление  мягкого инвентаря (одежды,  обуви,  нательного белья   и  постельных   принадлежностей); обеспечение досуга (книги,  журналы,  газеты, экскурсии и иное); создание условий для отправления религиозных обрядов и прочее);

3) социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги (бесплатное оказание  медицинской  помощи  в   объеме   базовой программы    обязательного    медицинского   страхования   граждан РФ; обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; содействие в проведении медико-социальной экспертизы; проведение реабилитационных      мероприятий  (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации; оказание     психологической       поддержки и т. д.);

4) организация получения образования инвалидами  с  учетом  их

физических возможностей и умственных способностей (создание условий для дошкольного воспитания детей и  получения образования по специальным программам; создание условий  для  получения  школьного   образования   по специальным программам);

5) услуги, связанные с социально – трудовой реабилитацией (создание условий   для   использования   остаточных   трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности и т. д.);

6) правовые услуги (помощь в оформлении документов; содействие в получении консультативной помощи; обеспечение представительства в суде с целью защиты  прав и интересов и прочее);

7) содействие в организации ритуальных услуг[6].

Следует сказать, что бесплатно социальное обслуживание (основные виды) предоставляется лицам, доход которых меньше установленного прожиточного минимума. Частично платным обслуживанием пользуются лица, доход которых составляет от  100  до  150  процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона. Полностью же оплачивать услуги по социальному обслуживанию необходимо лицам, размер пенсии которых,  в том числе с  учетом надбавок,   превышает   на   150  процентов  прожиточный  минимум, установленный для данного региона. Такой порядок урегулирован специальными актами[7].

Сфера стационарного обслуживания пожилых граждан и инвалидов не лишена проблем, средств у федерального и местных бюджетов хронически не хватает. Так, положение интернатов для престарелых и инвалидов остается очень серьезным. Их финансирование происходит из местных бюджетов, а многие губернаторы экономят на самых беспомощных. Количество нуждающихся в помещении их в подобные учреждения серьезно превышает число мест, способных принять желающих. Так, к примеру, в Иркутской области в очереди на получение места в домах-интернатах для престарелых стоят 660 человек, 280 детей-инвалидов ждут размещения в профильных учреждениях[8].

Говоря о стационарном социальном обслуживании детей (инвалидов, сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; детей, отобранных у родителей по решению суда; детей, родители которых, лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а так же местонахождения родителей, которых не установлено), нужно заметить, что такое обслуживание осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

В детские дома-интернаты принимаются дети от 4 до 18 лет, а в специализированные дома-интернаты с аномалиями умственного или физического развития. На срок не более одного года в стационары могут приниматься дети одиноких матерей, безработных, беженцев, вынужденных переселенцев[9] и т. д. Не допускается помещение в учреждение детей с заболева­ниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотичес­кого опьянения, психически больных, совершивших преступле­ние.

Нельзя не упомянуть о стационарном социальном обслуживании женщин, осуществляемом кризисными центрами помощи женщинам[10]. При кризисных центрах помощи женщинам создаются стационарные отделения для пребывания в нем женщин. Женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшим­ся психофизическому насилию, в любое время суток оказывается психологическая, юридическая, педагогическая, социальная и другая помощь. Центры находятся на бюджетном финансиро­вании. Отдельные виды помощи могут предоставляться за плату.

Далее нужно сказать о стационарном обслуживании таких категорий,  которые принято относить к маргинальным группам. Стационарное обслуживание этих категорий осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338[11]. Для этого создаются специализированные дома-интернаты, направление в которые производится  по желанию граждан с учетом медицинского заключения о состоянии их  здоровья  и  необходимости  социального обслуживания в специальном стационарном учреждении.

Следующий вопрос, рассматриваемый нами  – полустационарное социальное обслуживание.

Стабильно работает сеть учреждений и служб, оказывающих социальные услуги в полустационарных условиях. При комплексных центрах социального обслуживания существуют отделения дневного пребывания на 27 тыс. мест, которые посещают почти 600 тыс. человек[12].

Полустационарное социальное обслуживание оказывается в отделениях дневного или ночного пребывания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации[13].

Отделения дневного пребывания рассчитаны на обслуживание от 25 до 35 граждан. Продолжительность обслуживания дневным отделением устанавливается исходя из очередности граждан на обслуживание, но не может составлять менее 2 недель. В дневном отделении выделяются помещения для кабинетов доврачебной (врачебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских[14] и т. д.  Оборудуются спальные помещения для организации отдыха, столовая и др. Пенсионеры и инвалиды, как правило, обслуживаются отделением социальной помощи бесплатно.

Но в отделении дневного пребывания могут предоставляться и отдельные услуги за плату. К их числу можно отнести: посещение культурно-зрелищных мероприятий, массаж, мануальная терапия, обслуживание парикмахером и др. Денежные средства, получаемые за счет этих дополнительных услуг, также перечисляются на счет ЦСО и направляются на его развитие, улучшение питания и обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Для приема на обслуживание в условиях полустационара (так же как и в стационарных учреждениях) существуют ограничения: хронический алкоголизм, карантинные инфекционные заболевания, активные формы туберкулеза, тяжелые психические расстройства и т. д. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления (пожилого гражданина или инвалида) и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Далее необходимо сказать о видах услуг, предоставляемых престарелым и инвалидам в рамках полустационарного социального обслуживания:

услуги по организации питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием; предоставление  постельных принадлежностей и спального места в специальном   помещении; обеспечение книгами, журналами и иным);

социально – медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи; оказание санитарно-гигиенических услуг; организация лечебно-оздоровительных мероприятий; содействие в     проведении    реабилитационных    мероприятий (медицинских,  социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации);

содействие  в  получении  образования  и  (или)   профессии инвалидами в  соответствии  с  их  физическими  возможностями  и умственными способностями (создание условий  для дошкольного воспитания детей и школьного образования; проведение  мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам,  восстановления личностного и социального статуса);

правовые услуги (помощь в оформлении документов; содействие в получении юридических и иных консультаций)[15].

В комплексных центрах социального обслуживания создаются отделения дневного пребывания для детей и подростков. Дети и подростки посещают отделение дневного пребывания в свободное от учебы время. В отделении дневного пребывания детей и подростков рекомендуется комплектовать реабилитационные группы численностью от 5 до 10 человек. В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами. В отделениях дневного пребывания детей и подростков имеются помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой.

Говоря о лицах  без определенного места жительства и занятий и обслуживании их в условиях  полустационаров, замечу, что  для таких категорий создаются специальные учреждения: дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации[16]. Целями работы таких учреждений являются: предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь – лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.

Прием в учреждение осуществляется в обычном порядке приема граждан в стационары и полустационары, администрация же учреждения регистрирует поступивших граждан. Набор прав и обязанностей у постояльцев стандартный: обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка (бережно относиться к имуществу и оборудованию учреждения, соблюдать чистоту в комнатах и местах общего пользования и т.п.); вправе: обращаться непосредственно к администрации учреждения по вопросам, связанным с их пребыванием в учреждении; обращаться с заявлениями в органы представительной и исполнительной власти, суд, прокуратуру, а также в общественные организации ветеранов и инвалидов; пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ.

В полустационарных учреждениях для лиц без определенного места жительства и занятий предоставляются: ночлег (отдельное койко-место с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены); талоны на одноразовое (раз в сутки) бесплатное питание; направление на лечение в учреждения здравоохранения; содействие в обеспечении протезирования; содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность; содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе; содействие в трудовом устройстве и прочее.


[1] Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.). Ст. 10 // Internet: Консультант Плюс.

[2] Г. Карелова, Социальная защита: вчера, сегодня, завтра.

[3] О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности: Постановление Правительства от 26 декабря 1995 г. № 1285 // Internet: Консультант Плюс.

[4] О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338. П. 2 // Internet: Консультант Плюс.

[5] О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Internet: Консультант Плюс.

[6] Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244). Раздел I // Internet: Консультант Плюс.

[7] Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых  гражданам  пожилого  возраста  и  инвалидам  на дому, в полустационарных и стационарных  условиях    государственными  и  муниципальными учреждениями  социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

См. также: Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 // Internet: Консультант Плюс.

[8] Круть С. Рецепты повышения эффективности социальной защиты известны // Человек и труд. № 11. 2002. С. 50.

[9] Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: утверждено постановлением Правительства от 1 июля 1995 г. № 676. П. 24 // Internet: Консультант Плюс.

[10] Об утверждении примерного положения о кризисном центре помощи женщинам: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 10 июля 1997 г. № 40 // Internet: Консультант Плюс.

[11] О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

[12] Г. Карелова, Социальная защита: вчера, сегодня, завтра.

[13] Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.). Ст. 12 // Internet: Консультант Плюс.

[14] Об утверждении примерного положения о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 8 июля 1997 г. № 36. П. 3.4 // Internet: Консультант Плюс.

[15] Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244) // Internet: Консультант Плюс.

[16] Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 // Internet: Консультант Плюс.

См. также: О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий: Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1105 // Internet: Консультант Плюс.

Литература:

Законодательные акты:

1.            Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Internet: Консультант Плюс.

2.            О гражданских и политических правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

3.            Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

4.            Европейская социальная хартия. Принята Советом Европы 18 октября 1961 г. // Internet: Консультант Плюс.

5.            Об основных целях и нормах социальной политики: Конвенция МОТ № 117 от 6 июня 1962 г. // Internet: Консультант Плюс.

6.            О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ № 102 от 4 июня 1952 г. // Internet: Консультант Плюс.

7.            О правах инвалидов: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1971 г. № 3447 (XXX) // Internet: Консультант Плюс.

8.            О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Конвенция МОТ ратифицирована РФ 3 июня 1988 г. № 159 // Internet: Консультант Плюс.

9.            О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Рекомендация МОТ от 20 июня 1983 г. № 168 // Internet: Консультант Плюс.

10.        Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. – М.: Инфра-М. 2000.

11.        Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г.,  25.07.2002 г., 10.01.2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

12.        О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

13.        О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

14.        О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

15.        О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 1 января 1998 г. № 134-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

16.        О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ
(с изм. от 9.07.1999 г., 27.12.2000 г., 30.12.2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

17.        О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

18.        Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. от 13.01.2001 г., 07.07. 2003 г. № 111-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

19.        О ветеранах: Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (с изм. от 02.01.2000 г. № 40-ФЗ, 04.05.2000 N 57-ФЗ, 08.08.2001 г. № 124-ФЗ, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

20.        О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Internet: Консультант Плюс.

21.        Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. от 16.11.1997 г., 20.07, 7.08, 27.12. 2000 г., 30.12.2001 г., 13.02, 21.03, 25.06, 25.07, 24.12. 2002 г., 10.01, 7.07 2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

22.        О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (с изм. от 27.12.1999 г. № 19-П, 10.07.2000 г. № 92-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 24.10.2000 г. № 13-П, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, 30.12.2001 г. № 194-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

23.        Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Подписаны Президентом РФ 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изм. от 24.12.1993 г. № 2288, 02.03.1998 г. № 30-ФЗ, 20.12.1999 г. № 214-ФЗ, 02.12.2000 г. № 139-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

24.        О занятости населения в РФ: Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (с изм. от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ, 16.12.1997 г. № 20-П, 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, 30.04.1999 г. № 85-ФЗ, 17.07.1999 г. № 175-ФЗ, 20.11.1999 г. № 195-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 29.12.2001 г. № 188-ФЗ, 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, 10.01.2003 г. № 8-ФЗ, 10.01.2003 г. № 15-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

25.        О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве: Закон города Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 // Internet: Консультант Плюс.

26.        О квотировании рабочих мест в городе Москве: Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 // Internet: Консультант Плюс.

27.        Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы: Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 // Internet: Консультант Плюс.

28.        О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения: Указ Президента РФ от 29 января 2000 г. № 115 // Internet: Консультант Плюс.

29.        О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов: Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. № 394 // Internet: Консультант Плюс.

30.        Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

31.        Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002 – 2004 годы: Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 января 2002 г. № 70 // Internet: Консультант Плюс.

32.        Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 // Internet: Консультант Плюс.

33.        О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

34.        Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244) // Internet: Консультант Плюс.

35.        Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 // Internet: Консультант Плюс.

36.        Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых  гражданам  пожилого  возраста  и  инвалидам  на дому, в полустационарных и стационарных  условиях    государственными  и  муниципальными учреждениями  социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

37.        Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утв. Постановлением Правительства от 1 июля 1995 г. № 676 // Internet: Консультант Плюс.

38.        О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности: Постановление Правительства от 26 декабря 1995 г. № 1285 // Internet: Консультант Плюс.

39.        О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

40.        О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий: Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1105 // Internet: Консультант Плюс.

41.        Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 // Internet: Консультант Плюс.

42.        Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели.   Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 // Internet: Консультант Плюс.

43.        Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание. Утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 701(с изм. от 14.11.1999 г.) // Internet: Консультант Плюс.

44.        О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах: Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 356 (в ред. от 30.09.1993 г. № 985, 26.06.1995 г. № 600) // Internet: Консультант Плюс.

45.        Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 8 июля 1997 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

46.        Примерное положение о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 // Internet: Консультант Плюс.

47.        Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения». Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 г. № 32 // Internet: Консультант Плюс.

48.        О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому: Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. № 218 // Internet: Консультант Плюс.

49.        Примерное положение о кризисном центре помощи женщинам. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 июля 1997 г. № 40 // Internet: Консультант Плюс.

50.        О мерах по реализации в Москве Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Постановление Правительства Москвы от 4 июля 2000 г. № 522 (с изменениями от 10 июля 2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

51.        О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства г. Москвы от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

52.        О лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания в г. Москве: Постановление Правительства г. Москвы от 9 сентября 1997 г. № 666 (Д) // Internet: Консультант Плюс.

53.        Положение о  государственной службе медико-социальной экспертизы Москвы. Утв.  Постановлением Правительства г. Москвы от 17 июня 1997 г. № 454 // Internet: Консультант Плюс.

54.        Положение о  государственной   службе реабилитации инвалидов г. Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от  8 июня 1999 г. № 514-ПП // Internet: Консультант Плюс.

55.        Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению»: Постановление  Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 № 53 // Internet: Консультант Плюс.

56.        Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям»: Постановление  Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 г. № 52 // Internet: Консультант Плюс.

57.        Примерное Положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. № 14 // Internet: Консультант Плюс.

58.        Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Утв. Постановлением Министерства труда РФ от  8 сентября 1993 г. № 150 // Internet: Консультант Плюс.

59.        Инструкция о порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов. Утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г. № 35. П.14 // Internet: Консультант Плюс.

60.        Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утв. Постановлением-приказом Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 23 декабря 1996 г. № 21/417/515 // Internet: Консультант Плюс.

61.        О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 30 сентября 2002 г. № 3(Д) // Internet: Консультант Плюс.

62.        Положение о департаменте социальной защиты населения города Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 24 декабря 2002 г. № 1057-ПП // Internet: Консультант Плюс.

63.        Об утверждении примерных Положений о Центре социальной помощи семье и детям, Социальном приюте для детей и подростков, Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних: Приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 11 апреля 2003 года № 188 // Internet: Консультант Плюс.

Специальная литература:

64.        Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобчева С. И. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус. 2004.

65.        Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. – М.: Проспект. 2002.

66.        Давыдова Н. М.  Депривационный подход в оценках бедности. 2003.

67.        Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра. 2001. Internet: www.chelt.ru.

68.        Карелова Г. Были сироты казанские, а стали социальные // Парламентская газета. 2004. № 17.

69.        Карюхин Э. В. Общие понятия о реабилитации. 2002.

70.        Куманова А. А. Исторические традиции и современные модели социальной защиты населения: дисс. на соиск. уч. степени к.и.н. М. 2000.

71.        Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право). – М.: Былина. 2000.

72.        Под ред. Либоракиной М. И. Социальная помощь: на пути к адресности: сборник статей. – М.: Фонд «Институт экономики города». 2002.

73.        Лисица В. Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. 2003. № 10.

74.        Лоншакова Т. Е. Комплексный подход в организации социального обслуживания населения (социологический анализ): дисс. на соиск. уч. степени  к.ю.н. М. 1999.

75.        Малеин Н. С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. № 6.

76.        Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. – М.: Инфра-М. 1998. С. 12.

77.        Мироненкова М. Н. Направление развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инвалидов в условиях формирования рыночной экономики в России: дисс. на соиск. уч. степени  к.э.н. М. 1996.

78.        Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ. 1996.

79.        Починок А. Помогать тем, кто в этом нуждается.  2002. Internet: www.mintrud.ru.

80.        Серебрякова Е. А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир. 2000. № 8.

81.        Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Юринформцентр. 2002.

82.        Тучкова Э. Г., Захаров М. Л. Право социального обеспечения России: учебник. – М.: БЕК. 2001.

83.        Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов. – М.: Юридическая литература. 1986.

84.        Циткилов П. Я. Муниципальные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: опыт, проблемы, перспективы развития.

85.        Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. 2003. № 5.

В процессе работы использовались материалы следующих сайтов в Internet:

86.        Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

87.        Официальный сайт Госкомстата РФ в Internet.

88.        Официальный сайт Департамента социальной защиты населения г. Москвы.

89.        Консультант Плюс.

90.        Специализированные сайты для инвалидов.

91.        Федеральный правовой портал «Юридическая Россия».

92.        Сайт журнала Человек и труд.

93.        Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности.

94.        Электронная библиотека Воеводина.

Автор: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Статьи

 

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Comments are closed.