RSS
 

Чрезвычайные ситуации – теория и право

08 Янв

Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значи­тельному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подраз­делять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например пожары), тяжести последствий и т. д.

Приступая к характеристике такого явления, как чрезвычайная ситуация, необходимо дать определение этому понятию. В определении отражена степень понимания людьми, обществом всей сущности и глубины изучаемого явления, опасности и возможных последствий.

Список используемых сокращений:

ЧС – чрезвычайная ситуация;

РФ – Российская Федерация;

ГКЧС – Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям;

МЧС – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

РСЧС – Российская государственная сис­тема предупреждения и ликвидации ЧС;

МВД – Министерство внутренних дел;

МПС – Министерство природных ресурсов;

СЯДВ – сильнодействующие ядовитые вещества;

БЧС – безопасность в чрезвычайных ситуациях;

ГОСТ – государственный стандарт;

ЗРФ – Закон Российской Федерации;

ПП РФ – Постановление Правительства Российской Федерации.

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.

«Чрезвычайная ситуация (ЧС) — состояние, при котором в резуль­тате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяй­ству и окружающей природной среде»[1].

«Чрезвычайная ситуация – нарушение нормальных условий жизни людей на объекте или определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям»[2].

Для более полного понимания данного определения необходимо раскрыть такие понятия, как: авария, катастрофа, эпидемия, эпизоотия, эпифитотия.

«Авария – неожиданный выход из строя, повреждение механизма, машины, летательного аппарата и т. п. во время работы, движения. На промышленном объекте – разрушительное высвобождение собственного энергозапаса промышленного предприятия, при котором сырье, промышленные продукты, отходы производства, вовлекаясь в аварийный процесс, создают поражающие факторы для населения, персонала, окружающей среды и самого промышленного предприятия»[3].

«Катастрофа – событие с трагическими последствиями»[4].

«Эпидемия (от греч. epidemia) – массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости»[5].

«Эпизоотия – широкое распространение заразной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории»[6].

«Эпифитотия – широкое распространение инфекционной болезни растений, охватывающее целый район, область, страну»[7].

Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное при­родное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельско­хозяйственных животных и растений, а также применение современ­ных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Первая в нашей стране классификация ЧС была разработана Научно-техническим комитетом ГО СССР и утверждена в инструкции «О порядке обмена в РФ информацией о ЧС» приказом ГКЧС РФ от 13.04.1992 г. № 49.

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648) правительство Российской Федерации своим постановлением № 1094 от 13 сентября 1996 г. утвердило положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В этом постановлении ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поража­ющих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на:

-     локальные;

-     местные;

-    территориальные;

-     региональные;

-     федеральные;

-     трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате кото­рой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизне­деятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо матери­альный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ или выходит за их пределы.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

Чрезвычайные ситуации, в том числе аварии на промышленных объектах, в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

— первая — накопление отклонений от нормального состояния или процесса;

— вторая — инициирование чрезвычайного события (аварии, ка­тастрофы или стихийного бедствия), причем под чрезвычайным собы­тием можно понимать событие техногенного, антропогенного или природного происхождения. Для случая аварии на производстве в этот период предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние, когда появляется фактор неустойчивости: этот период можно назвать «аварийной ситуацией» — авария еще не произошла, но ее предпосыл­ки налицо. В этот период, в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо ее предотвратить, либо существенно умень­шить ее масштабы;

— третья — процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и при­родную среду первичных поражающих факторов; при аварии на про­изводстве в этот период происходит высвобождение энергии, вещества, которое может носить разрушительный характер; при этом масштабы последствий и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией; эта особенность затрудняет прогно­зирование развития наступившего бедствия;

— четвертая — выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;

— пятая — ликвидация последствий аварии и природных катаст­роф; устранение результатов действия опасных факторов, порожден­ных аварией или стихийным бедствием; проведение спасательных работ в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыка­ющих к объекту пострадавших зонах.

Необходимо отметить, что нас в данной работе будет интересовать заключительная (пятая) фаза ЧС.

Нельзя забывать, что около 75 % населения Земли проживают в техносфере.[8]

В настоящее время существуют два основных направления мини­мизации вероятности возникновения и последствий ЧС на промыш­ленных объектах. Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероят­ность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления технические системы снабжают защитными устройствами — средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д.

Второе направление заключается в подготовке объекта, обслужи­вающего персонала, служб гражданской обороны и населения к дей­ствиям в условиях ЧС. Основой второго направления является формирование планов действий в ЧС, для создания которых нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать эксперимен­тальными и статистическими данными о физических и химических явлениях, составляющих возможную аварию; прогнозировать размеры и степень поражения объекта при воздействии на него поражающих факторов различных видов.

С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасно­сти, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предуп­реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство Российской Федерации постановлением от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ввело для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности обя­зательную разработку декларации промышленной безопасности.

Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59 введен в действие «Порядок разработки декларации безопас­ности промышленного объекта Российской Федерации».

Согласно этого постановления декларация безопасности промыш­ленного объекта является документом, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готов­ности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях. Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий.

Как итоговый документ декларация безопасности включает следу­ющие разделы: общая информация об объекте; анализ опасности промышленного объекта; обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций; инфор­мирование общественности; и приложения, включающие ситуацион­ный план объекта и информационный лист.

Декларация безопасности действующего промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным документом, который разрабатывается организацией собственными силами (или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представля­ется в органы Госгортехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышен­ной опасностью производств.

Управление ЧС.

Оно обеспечивается единой государственной сис­темой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой прави­тельством РФ 21.11.95 г. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и зашиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организаций по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружаю­щей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств пора­жения.

РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, реги­ональный и федеральный.

Координирующими органами РСЧС являются:

На федеральном уровне:

Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ:

Региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС РФ;

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ:

Комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

На местном уровне, охватывающем территорию района, города:

Комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта:

Объектовые комиссии по ЧС;

В состав сил и средств РСЧС в соответствии с законом входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, это силы постоянной готовности следующих ведомств: МЧС, Минатома, МВД, Минсельхоз, Минтопэнерго, Минтран­са, МПС, Минздрава, Росгидромета, Рослесхоза России и ряда других, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Среди них аварийно-спасательные формирования вышеуказанных органов власти, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Силы постоянной готовности могут привлекаться для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Для ликвидации чрезвычайной ситуации могут привлекаться также специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, органов внутренних дел, других войск и воинских формирований.

Ликвидация последствий ЧС.

Как отмечалось выше, ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Спасательные работы.

Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения включают:

— разведку очага поражения, в результате которой получают ис­тинные данные о сложившейся обстановке;

— локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий;

— розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших;

— оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуация по­раженных в медицинские учреждения, эвакуация населения из зон возможного катастрофического воздействия (затопления, радиацион­ного и другого заражения);

— санитарная обработка людей, обеззараживание транспорта, тех­нических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов;

— неотложные аварийно-восстановительные работы на промыш­ленных объектах.

Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и грани­цы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события.

В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, поста­новка средств, препятствующих распространению опасности по тер­ритории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:

— устройство при необходимости проездов в завалах и на загряз­ненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);

— локализация аварий на сетях коммунально-энергетических си­стем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетиче­ских и водопроводных сетей и сооружений;

— укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформи­рованные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администра­ции района, города, области.

В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-са­мосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматиче­ский инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).

Особое место в организации и ведении спасательных работ зани­мает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооруже­ний, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестнич­ных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранив­шимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обру­шению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах про­делывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находя­щимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Значительная часть работ в очаге поражения приходится на лока­лизацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирова­ния пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части террито­риального подчинения во взаимодействии со спасательными форми­рованиями.

Очень важно как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной по­лосы легковозгораемые материалы и сухую растительность: для создания отсечной полосы шириной до 50—100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:

— пожар в здании распространяется преимущественно по лифто­вым шахтам, лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;

— целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;

— сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;

— сильное задымление без пламени — признак быстрого распро­странения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кисло­рода.

Работам по ликвидации очагов поражения сильно действующими ядовитыми веществами (СДЯВ), как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направлен­ные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:

-    ограничению и приостановлению выброса СДЯВ путем пере­крытия кранов и задвижек на магистралях подачи СДЯВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;

-     обваловывание мест разлива СДЯВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;

-     сбор разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);

-     постановка отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распростране­ния);

-     изоляция зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.

После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.

Определение материального ущерба и числа жертв.

Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промыш­ленных объектов) и косвенного ущербов (недополученный доход, товары, материальные ценности).

Для определения прямого ущерба необходимо знать стоимость основных фондов производства до и после момента наступления ЧС. Их разность и есть размер прямого материального ущерба. Для его определения необходимо располагать данными о степени поражения объекта. Она определяется, исходя либо из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади, либо числа пораженных элементов этого объекта к их общему числу. Поскольку предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычай­ного события на объекте невозможно, то применяют стохастическую основу для определения степени поражения объекта.

Так, для нахождения степени поражения (разрушения) объекта от взрывов при авариях нужно рассматривать зоны всех степеней разру­шения, пользуясь упрощенной формулой:

D = S пор. = N пор.

S общ. N общ.

где Dстепень поражения промышленного объекта; S пор. = S круг. — площадь объекта, подвергнувшаяся разрушению, км2; S общ. — общая площадь объекта, км2; N пор.число пораженных элементов объекта (зданий, цехов, сооружений, систем); N общ. — общее число элементов объекта.

Значения D в зависимости от степени поражения объекта пред­ставлены в таблице:

Степень поражения объекта в зависимости от объема разрушений:

Степень поражения D Степень разрушения Объем разрушений, %
<0,2

< 0,2…0,5

< 0,5…0,8

>0,8

Слабая

Средняя

Сильная

Полная

Отдельные элементы

До 30

30…50

50…100

Для определения числа жертв можно использовать следующее выражение:

Пп =S пор.Lс/S общ.,

где Пп — число жертв при внезапном взрыве; S пор. — площадь объекта, подвергнувшаяся разрушению, км2; Lс — численность рабо­тающих данной смены (всего предприятия).

Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило, при проведении комплекса спасательных работ или после них.

План ремонтно-восстановительных работ.

Готовность предприятия к выполнению восстановительных работ оценивается наличием проектно-технической документации по вариантам восстановления, обес­печенностью рабочей силой и материальными ресурсами.

Планирование восстановления работоспособности предприятия может предусматривать как первоочередное восстановление, так и капитальное. Первое может быть выполнено силами самого объекта, создающего для этих целей восстановительные бригады. В проекте восстановления освещаются следующие вопросы: объем работ по восстановлению с расчетом потребностей в рабочей силе, материалах, строительной технике, оборудовании, дета­лях, инструменте; оптимальные инженерные решения по восстановлению работоспособности предприятия; календарный план или сетевой график восстановительных ра­бот, очередность восстановления цехов, исходя из важности их в выпуске основной продукции; состав восстановительных бригад и др.

Правовая основа в области ликвидации последствий ЧС.

Правовую основу в рассматриваемой области составляют законодательные акты, принимаемые органами государственной власти РФ и ее субъектов (это законы и подзаконные акты), органами местной власти и специально уполномоченными на то органами (Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы; Министерство здравоохранения и санэпидемслужба в его составе и т. д.).

Правовой базой для организации работ в чрезвычайных ситуациях в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области особенно хотелось бы выделить постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

Целями Закона РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» являются:

-    предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

-     снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

-     ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение этого Закона в России Постановлением Правительства РФ создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

ФЗ РФ «О пожарной безопасности» призван:

-     определять общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации;

-     регулировать в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства;

-     способствовать формированию системы обеспечения пожарной безопасности, (что выражается в нормативно-правовом регулировании и осуществлении государственных мер в области пожарной безопасности; проведении противопожарной пропаганды и обучении населения мерам пожарной безопасности; научно-техническом обеспечении пожарной безопасности; производстве пожарно-технической продукции; учет пожаров и их последствий; установление особого противопожарного режима и т. д.).

В Законе сказано, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

ФЗ «Об использовании атомной энергии» определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии. Уместно будет привести некоторые из основных принципов правового регулирования в области использования атомной энергии:

-     обеспечение безопасности при использовании атомной энергии защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности;

-    доступность информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну;

-     возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием; предоставление работникам объектов использования атомной энергии социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска; обеспечение социальной защиты граждан, проживающих и (или) осуществляющих трудовую деятельность в районах расположения этих объектов и т. д.

Следующий законодательный акт, о котором также стоит сказать – постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Данный нормативно правовой акт вместе с Законом РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» намечает следующие основные задачи:

-     осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования производственных объектов и объектов социального назначения при ЧС;

-     обеспечение готовности органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС, к необходимым действиям;

-     подготовка населения к действиям в условиях ЧС;

-     прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

-     создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;

-     осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

-    ликвидация ЧС;

-     осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

-     реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также прав и обязанностей лиц, непосредственно участвующих в ликвидации ЧС.

Разумеется это далеко не полный перечень нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы обеспечения безопасности населения, ликвидации последствий ЧС, но в задачи данной работы  не входило перечисление всех правовых актов в данной сфере. Я сочла целесообразным коснуться лишь основных норм права.

Также нельзя не сказать о целом комплексе нормативно-технических документов, которые объединены в собрание стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) их более двадцати. В качестве примера можно привести ГОСТ Р 22.0.01-94 «Безопасность в ЧС. Основные положения»; а также ГОСТ Р 22.0.05-94 «БЧС. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» и т. д. К основным целям комплекса относятся:

-     повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (Федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства;

-     предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

-     эффективное и экономное использование материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

-     перечень методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС и т. д.

В заключении хотелось бы сказать, что существует реальная необходимость изучения явлений, связанных с ЧС, независимо от того, какой характер носит та или другая чрезвычайная ситуация (природный, техногенный). Важность такого изучения заключается в том, что сама по себе ЧС, как явление, угрожает человеку и обществу в целом негативными, а подчас и трагическими последствиями. Поэтому нужно учиться предотвращать наступление ЧС, а в случае наступления подобных ситуаций – знать правила ликвидации последствий, действовать грамотно и оперативно. Во исполнение вышесказанного, на мой взгляд, необходимы следующие условия:

-     наличие «качественного»[9] законодательства в сфере безопасности жизнедеятельности и, в частности, в сфере ликвидации последствий ЧС;

-     достаточность финансирования всех служб и подразделений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

-     подробное изучение основ безопасности жизнедеятельности всеми гражданами общества, а не только теми, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением общественной безопасности, это позволило бы повысить уровень подготовки обычных людей к возможности наступления ЧС;

-     разработка приемов и методов прогнозирования, а значит предотвращение наступления ЧС, для этого необходимо заниматься научными проектами в этой области, финансировать научные институты.


[1] Белова С.В., «Безопасность жизнедеятельности», М., «Высшая школа», 1999 г., стр.368.

[2] Гребенникова С.Ф., «Безопасность жизнедеятельности. Словарь – справочник», С.-Пб., «Лань», 2001 г., стр. 287.

[3] Гребенникова С.Ф., «Безопасность жизнедеятельности. Словарь – справочник», С.-Пб., «Лань», 2001 г., стр.4.

[4] Источник тот же, стр. 117.

[5], [6], [7] Источник тот же, стр. 296.

[8] Техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества.

[9] Под выражением «качественное» законодательство я понимаю наличие нормативно-правовой базы в определенной сфере общественных отношений (в данном случае в сфере безопасности жизнедеятельности), в полной мере отвечающей потребностям общества, эффективно регулирующей общественные отношения в этой области.

Литература и законодательство:

1.     ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г., N 69-ФЗ (с изм. от 18.04.96 N 32-ФЗ, от 22.08.95 г. N 151-ФЗ, от 28.01.98 г. N 13-ФЗ);

2.     ФЗ РФ «Об использовании атомной энергии» от 20.10.95 г. (с изм. от 10.02.97 г., № 28-ФЗ);

3.     З РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г., № 68-ФЗ;

4.     ПП РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13.09.96 г.,  .№ 1094;

5.     ПП РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05.11.95 г., № 1113;

6.      ПП РФ «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 01.07.95 г., № 675;

7.    Белова С.В., «Безопасность жизнедеятельности», М., «Высшая школа», 1999 г.;

8.     Гребенникова С.Ф., «Безопасность жизнедеятельности. Словарь – справочник», С.-Пб., «Лань», 2001 г.

Подготовила: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in Статьи

 

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Comments are closed.

 
Мой родной уголок России - Иркутская область. Информация о крае.