RSS
 

Государственное управление в Древнем Риме

08 Дек

Рим как государство, условно говоря, прошел три стадии развития – царский Рим (город-государство), республиканский Рим и Рим – империя, под властью которой находилась значительная территория Европы, средиземноморское побережье Северной Африки, Египет, Малая Азия и Сирия.  Рассматривая тему, в центр внимания я поставила вопросы, тесно связанные с формированием римского государственного механизма. Развитие этой мощной политической и общественной структуры проходило на фоне сложных социальных противоречий и военных завоеваний. Рим проделал великий исторический путь от первобытно-общинного состояния  к хорошо организованному, рационально выстроенному мощному государству. Как же именно формировалось государство, ставшее позже вечным образцом социально-политического устройства для многих мировых держав? Этот вопрос взывает наибольший интерес.

Что бы ответить на вопрос, необходимо рассмотреть предпосылки зарождения государственного механизма в древнеримском обществе. На этом этапе важную роль играют социальный состав общества, географическое положение поселений, экономические аспекты. Далее, в работе дается характеристика более позднего периода – республиканского. Здесь уже можно четко проследить сложившуюся властную иерархию, а также систему народовластия. К тому же социальный состав общества становится сложнее и имеет смысл подробнее рассмотреть каждую из основных общественных группировок. Третий раздел реферата посвящен механизмам управления в период монархии. Централизованная власть в руках одного человека позволяла эффективно управлять огромными землями и мощными человеческими ресурсами. А система государства продолжила свое формирование и в новых условиях.

Кроме того, важно обратить внимание на тот факт, что возникновение государства у древних людей всегда являлось показателем динамики их развития. Способность к самоорганизации превратила дикие племена в народы, живущие в рамках своего государства, отстаивающие национальные территории, строй и политическую независимость. Развитие и усложнение общества всегда шло рука об руку со становлением государственных институтов. Рассмотрению этих, несомненно, актуальных вопросов и будет посвящена настоящая работа.

Основные причины и этапы развития римской государственности.

Началом истории Рима считается 10 в. до нашей эры. В это время появляются первые поселения на холмах Палатин, Эсквилин, Кривинал, Виминал, Капитолий, Авентин и Целий. Это было удобное и безопасное место. Близость реки (Тибр) и моря способствовала развитию торговли, а также обеспечивала связь города со странами Востока и Грецией. Кроме того, долина оказалась весьма плодородной. Это в немалой степени предопределило рост населения.

В вопросе о возникновении Рима широкую известность получила легенда о Ромуле. Он и его брат Рем были прямыми наследниками царской власти. Однако в ожесточенной борьбе за престол тогда еще малыши-братья попадают в руки своего дяди (Амулия). Амулий велит бросить близнецов в реку Тибр. Раб выполняет приказание – кладет детей в корзину и оставляет на берегу разливающейся реки. От трагичной смерти Ромула и Рема спасает волчица, прибежавшая на детский плач. На днях у нее пропали волчата, и найденных детей благородное животное принимает за своих. Волчица поит малышей своим молоком. Затем близнецов находит пастух Фаустул. Он растит и воспитывает мальчиков. А позже молодым людям удается отвоевать свое право на престол. Крупная ссора происходит между братьями – они никак не могут решить, чьим же именем называть город? Где же начать строительство? В пылу гнева Ромул убивает своего брата. А основание Рима принято датировать 754–753 г.г. до нашей эры. И много позже современные ученые-архиологи, проводя раскопки, обнаружили, что в VIII в. до нашей эры произошло объединение нескольких крупных древних поселков, населяющих римские холмы.

Для того, чтобы продолжить рассмотрение темы нам необходимо ответить на следующий вопрос: что является основными признаками любого государства? Прежде всего, это строго определенная (ограниченная) территория. Кроме того, о зарождении государственности можно говорить лишь в том случае, когда начинает формироваться некая силовая структура. Ее еще можно назвать аппаратом подавления. Первоначально это армия. Она-то и будет призвана обеспечивать целостность государства и охранять его от внешних и внутренних опасностей. Именно с этого и начал свое правление Ромул. Он образовал войско из всех способных носить оружие граждан. Ополчение делилось на отряды (легионы), которые, в свою очередь, состояли из трех тыс. пехоты и трехсот всадников. Кстати, до этого была пропахана борозда будущих границ (стен) города и обозначен его центр.

Древние римляне жили в условиях первобытно-общинного строя. Население делилось на 300 родов. Каждые 10 родов составляли курию. 10 курий (100 родов) составляли трибу (племя). Внутри римского общества отнюдь не царило равноправие. Люди по своему материальному положению делились на две группы – патрициев и клиентов, по аналогии – богатых и бедных. Патриции выступали в роли покровителей. Они защищали клиентов в суде и растолковывали им их права. Кстати, именно при Ромуле появились первые римские законы.

Патриции были наиболее полноправны. Они пользовались поддержкой своей курии и рода. Через куриатные собрания они могли влиять на порядок управления. Кроме того, при Ромуле действовал такой совещательный орган, как Сенат. Туда входили сто человек благородного происхождения из состава царской дружины. Сенаторы были весьма состоятельны и имели своих советников. Таким образом,  к VI в. до нашей эры общественный строй Рима имел все признаки военной демократии: народное собрание, участниками которого были вооруженные воины, совет старейшин и вождь.

А между тем, население Рима росло. Постоянными жителями государства становятся чужестранцы – жители окрестных местностей и удаленных земель. Им уже никогда не стать коренными римлянами. Однако, нужно же как-то вплести новую категорию граждан в канву римской государственности? Пришлые люди были свободны (не относились к категории рабов), но им запрещено было пользоваться политическими правами, занимать общественные посты. Не коренное население Рима стало именоваться плебеями. Они занимались земледелием, ремеслами, торговлей. В момент опасности плебеи защищали отечество. Подобная дифференциация населения в зависимости от происхождения принесет римскому народу множество бед. Противостояние плебеев и патрициев, бесконечные споры о правах и привилегиях приведут к замедлению процесса формирования государственного механизма. В итоге законы древнего родового строя будут разрушены. Плебеи одержат победу в этом длительном споре.

Ветер реформаторских перемен подул в период правления царя Сервия Туллия (578 – 534 г.г. властвования). В результате преобразований было удовлетворено основное требование плебеев – они были включены в состав римского народа и получили право участвовать в народном собрании. Суть реформ заключалась в следующем: патриции и плебеи (мужчины) были разделены по имущественному принципу на 5 частей. В первую группу попали те граждане Рима, размер имущества которых был эквивалентен 100 и более тыс. ассов (медных монет). Состояние второй группы должно было насчитывать не менее 75 тыс. ассов. В третью группу попадали обладатели 50 тыс. ассов, а в четвертую – 25 тыс. В основании пирамиды оказались те, чье состояние оценивается всего в 11 тыс. ассов. Кстати, самое бедное население Рима вообще осталось вне какой-либо классификации.

Подводя итог, стоит обратить внимание на существенный момент, игравший важную роль в процессе формирования государственного аппарата в Древнем Риме. Речь идет о затяжном противоборстве двух общественных групп: патрициев и плебеев. В результате бесконечных споров последним удавалось «отвоевывать» в свою пользу одну уступку за другой. Подобный общественный раскол дестабилизировал, а временами и будоражил внутреннюю жизнь римского государства. Более того, формирование определенных механизмов управления проходило дольше, чем в иных странах. С другой стороны, яростное отстаивание одной из социальных группировок общества своих гражданских прав во многом способствовало усилению демократических начал в системе управления. «Утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение общинной земли»[1]. Принцип общины сильно тормозил развитие частной собственности, процесс разделения общества на классы.

Важно отметить, что не все процессы в Риме приводили к стагнации государственного развития. Население постоянно росло. В результате постоянных завоеваний в городах и селах скопилось множество рабов. На фоне этого происходили постоянные социальные конфликты – свободное население, наделенное гражданскими правами, в конце концов оказалось в меньшинстве. Все сложнее становилось удерживать в повиновении подвластные и эксплуатируемые народы. Эта ситуация стала мощным стимулом для развития сильного государства.

Устройство государства и общества в римской республике.

Слово «республика» в переводе с латинского определяется как форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок населением, обладающим правом голосования. В состояние республики Рим входил, будучи уже хорошо организованным государством (VI век до н. э.). Ранняя римская республика сразу же отвергла единовластие. Народ избирал двух консулов сроком на один год. Они занимались всеми первостепенными делами, а в случае военных действий – один оставался в Риме, другому же предстояло возглавить и командовать войсками.

Общественный строй республиканского Рима был весьма сложен. Основные общественные группы – рабовладельцы и рабы. Но класс рабовладельцев вовсе не был однородным. В нем соседствовали две верхушки – патрициата и плебса. Кстати, всякий римский гражданин (каким бы ни было его материальное состояние) мог рассчитывать на защиту определенного минимума политических прав:

  • участие в народном собрании;
  • военная служба;
  • землевладение.

Стать гражданином Римской республики можно было в случае рождения от римлян, усыновления чужестранца римским гражданином, отпущения на волю раба или путем пожалования римского гражданства целым народам или отдельным лицам. Стоит отметить, что наличие свободы и гражданства было недостаточно. Правосубъектность римлянина зависела еще и от власти домовладыки – отца семейства. Пока жив отец – сын находится под его властью. Несколько слов нужно сказать о положении женщин в римском обществе. Независимо от принадлежности к сословию, они были лишены каких бы то ни было политических прав.

Большую социальную группу в обществе составляли рабы. Они являлись основной производительной силой. Большинство из них находилась в домах богатых римлян. Рабы были поделены на десятки, над каждой из них был поставлен старший, тоже раб. Рабы были в бане, на кухне, в конюшне, в пекарне.  Кроме того, нередко рабы выступали в качестве танцоров, музыкантов и акробатов на хозяйских пирах. Даже казначей богатого римлянина мог быть рабом. Господин имел над рабом право жизни и смерти.

Побои были привычным делом в отношениях хозяина и раба. Так, привратника, сторожившего дом, держали на цепи как собаку. Бытовали расхожие фразы, отражавшие отношение к подневольным людям: «человек умирает в рабе», «раб – говорящее орудие». Раб не имел семьи и своей собственности. В Риме существовали невольничьи рынки. Бурная торговля разворачивалась в центре самых крупных городов. В торговом обороте проходили многие тысячи рабов. Трудовой день их длился от зари до зари. Римляне говорили: «Раб должен – или работать или спать». В самые тяжелые условия рабы попадали в сёлах, в рудниках и на галерах. Жестокость рабовладельцев нередко провоцировала восстание.

У рабов был шанс выйти на свободу и стать вольноотпущенником. Формально, гражданином Рима, но с урезанными политическими и гражданскими правами. Вольноотпущенник не мог служить в армии (не доверяли), а также не мог быть избран на какую-либо должность. Кроме того, он был обязан приходить на помощь своему господину по первому же зову.

Подвластной и неполноправной частью населения были латины. Это – жители долины Лациум, ближайшие соседи Рима. Римского гражданства они не имели, однако могли совершать в Риме любые сделки. Их споры рассматривали римские суды.

Народы, живущие за пределами Лациума, на завоёванных Римом территориях, назывались перегринами. Никаких политических прав у них не было. В отношениях с коренными римлянами перегрины руководствовались особыми, специально выработанными нормами права.

В ходе борьбы патрициев и плебеев у римлян сложился устойчивый государственный порядок. «Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному государственному устройству римляне покорили мир»[2]. Римская республика имела три основные ветви власти: народное собрание, Сенат и магистратов.

Народные собрания (комиции) были трех видов: центуриатные, трибутные (местные) и куриатные. Центуриатные комиции проходили на Марсовом поле. Собрание начиналось с жертвоприношения. Председатель комиции (как правило консул) громко обращался к народу с вопросом, выносимым на голосование. Люди не могли вступать в диалог с председателем, им лишь предстояло принять или отвергнуть предложение целиком. Голосование проходило по центуриям – одна центурия – один голос. Впереди всех выстраивались 18 центуриев – самых богатых граждан (в случае войны они были обязаны явиться на коне[3]). За всадниками выстраивались 80 центурий первого разряда. Далее следовали граждане, причисленные ко второму и третьему разряду (по 20 центурий в каждом). В 20 центуриев четвертого разряда входили еще более бедные римляне. Позади них выстраивались центурии пятого разряда из людей наибеднейших. Кроме того, особняком стояли 4 центурии: плотников, медников и две – сотни музыкантов. Всего к голосованию допускались 193 центурии.

Трибутные комиции первоначально не  играли заметной роли в политической жизни Рима. Однако, после реформы Сервия Тулия их количество возросло до 35. Необходимость в этом была вызвана стремительным увеличением территории Рима и его окраин. В заседаниях трибутных комиций принимало участие все полноправное население округа. Основной задачей территориальных комиций было избрание народных трибунов. В последствии трибутные комиции все больше и больше наделялись законодательными полномочиями. Каждая триба имела один голос. А если собрание проходило под председательством плебейского  трибуна, то его решение называлось «плебисцитом».

Куриатные комиции — собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. И если в царскую эпоху (VIII-VI века до н. э.) они решали вопросы войны и мира, а также избрания царей, то в эпоху республики, с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения империя (верховной власти), а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.

Основным органом власти был Сенат. Сенаторов назначала избранная народным собранием коллегия цензоров. Фактически Сенаторы отправляли свою должность пожизненно. Цензоры крайне редко пересматривали состав Сената. Закон запрещал Сенаторам заниматься торговлей и ростовщичеством. Изначально в Сенате было 300 Сенаторов. Позднее его численность достигла – 600. Основными критериями для Сенатора были: благородство происхождения и глубина корней рода. Знаками отличия для Сенаторов были полосатые туники и тоги, а также золотое кольцо и красные сапоги. Сенат созывали консулы. Целью была совещательная процедура по тем или  иным вопросам.

Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил или запрещал почитание новых богов. Кроме того, в компетенцию Сената входило управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом, формирование бюджета, строительство дорог, монетное дело и т.д. Консулы, преторы и цензоры редко осмеливались спорить с Сенатскими решениями. Ведь по окончании службы нередко они сами становились Сенаторами.

Магистратура – совокупность должностных лиц республики. Магистратуры были чрезвычайные и ординарные. Высшими магистратурами были консулы и преторы. Они были наделены правом командовать армией, собирать народное собрание и Сенат, председательствовать в этих органах, издавать приказы и отправлять суд. Самыми высшими магистратами были консулы. Их было двое. Должность консула была окружена большим почетом. Позже были учреждены должности преторов, им отошли полномочия ведения судебных дел в рамках гражданской юрисдикции. Претор также имел право собирать народное собрание и Сенат. Кстати, все магистратуры были безвозмездными, иными словами, магистраты трудились без вознаграждения. Именно поэтому столь высокие посты разрешено было занимать только состоятельным гражданам Рима.

Несколько слов необходимо сказать о еще одной составляющей властного механизма в Древнем Риме. Речь идет о такой должности, как цензор. Цензорами часто становились бывшие консулы. Их избирали на пять лет. Они распределяли граждан по разрядам, исходя из имущественного статуса римлянина – цензоры определяли сумму налога. Кроме того, нередко цензорам приходилось выступать в роли своеобразной полиции нравов. Так, цензоры могли привлечь римлянина за расточительность, трусость на поле боя, разгульность и кутежи. Провинившийся гражданин тот час же получал взыскание. Если в роли «штрафника»  оказывался Сенатор, его исключали из Сената, если всадник – отбирали коня, наказанием для простого плебея становилось внесение его имени в позорный список худших граждан.

Завершая рассмотрение этой главы, хотелось бы отметить следующие факты. Во-первых, к республиканскому периоду развития государства в Риме сформировался крепкий механизм управления и подавления. Очевидно, что именно это стало залогом дальнейшего становления республиканских основ.

Во-вторых, сомнений не вызывает утверждение о том, что структура римского общества к моменту образования республики оказала сильное влияние на сферу госуправления. Противоборство плебеев и патрициев, резкий рост численности населения (в том числе рабов) – эти факторы явились катализатором в деле формирования и укрепления мощного государства и аппарата подавления – с одной стороны. И основанного на демократических идеях – с другой стороны. Важнейшей особенностью формирования государства в Риме можно считать наличие системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое устройство госаппарата, с присущим ей механизмом сдержек и противовесов, является залогом стабильности любого государственного образования. В конечном итоге, правовые достижения римской цивилизации стали основой (моделью) для развития большинства государств мира.

Механизмы управления в период монархии.

После подчинения всей Италии государство римлян стало одним из самых сильных и больших в западном Средиземноморье. Господство над Италией обогатило, прежде всего, римскую знать. Все шире стал применяться труд рабов. Рим стал первоклассной военной державой (примерно 264-241 гг. до н. э.), сравниться с которой могло не каждое государство. Победоносный военный путь был проложен от начала I Пунтийской войны и до конца противостояния с Карфагеном. В Рим стекались огромные ценности в виде контрибуций и военной добычи, на невольничьих рынках продавалась масса рабов, началось систематическое ограбление провинций. Избыток денежного капитала порождал безумную роскошь верхушки правящего класса. Италия превращалась в страну классического рабства. Стали учащаться выступления рабов против своих угнетателей.

Одним из значительных таких выступлений можно назвать восстание Спартака. В первое время римские власти не придали большого значения этому инциденту, так как аналогичные случаи нередко происходили в Италии и ранее. Но затем, поняв всю опасность, они бросили на подавление Спартака отборные части, которые уничтожили рабов. Сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и не гражданами настоятельно требовали новой системы управления. Нельзя было управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодным для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы. Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н. э. исчезли или деградировали. Появились новые богачи, люмпен-пролетариат, военные колонисты.

Возникает значительный дисбаланс между положением крестьян (земледельцев) и состоятельных римских граждан. Если знать могла позволить себе иметь и обрабатывать огромные земельные наделы с помощью рабсилы, то крестьяне рассчитывали только на себя. Их земли зачастую приходили в запустение, а сами сельские жители были вынуждены искать иных заработков, а также ходить в длительные военные походы. Дальновидные римские политики уже тогда понимали, что назревает глубокий социально-политический кризис. А, кроме того, недовольство крестьян могло обойтись государству очень дорогой ценой – ведь именно простолюдины составляли основу римской армии.

Сложившуюся ситуацию решил изменить выходец из знатного плебейского рода   Тиберий Гракх. В 133 г. до н. э. он одержал победу на выборах в народные трибуны. Далее в народном собрании он выдвигает следующие предложения: ограничение права пользования общественными землями (до 125 га), отъем у латифундистов земель и раздел между малоземельными и безземельными крестьянами, взимание с крестьян небольшой арендной платы за участок земли без права на продажу. Тиберий автоматически становится крестьянским вождем.  Начавшаяся реформа встретила отчаянное сопротивление знати. В итоге Сенатом был подготовлен заговор против Тиберия, и он был убит. Та же участь постигла его брата – Гая Гракха после предложения понизить цены на хлеб. Дело Гракхов не погибло. Оно дало начало крупномасштабному народному движению, и в последствии нанесло значительный удар по аристократической (Сенатской) республике.

Постепенно римская республика взяла курс на военную диктатуру. Этому способствовала военная реформа Мария. Он был избран консулом в 107 г. до н. э. Марий был служивым человеком, и благодаря своему мужеству и уму дослужился до высших командных должностей. Марий, став консулом, стал собирать новое войско. Теперь солдатами могли становиться все граждане, вне зависимости от их имущественного положения. А до Мария в армию брали только тех, кто владел землёй. Марий сделал ставку на обнищавших граждан Рима, которые охотно приступили к службе, рассчитывая на военную добычу и жалование. Срок воинской службы был значительно увеличен. За 16-20 лет солдата можно было многому научить. Кроме того, в результате реформы Мария было улучшено вооружение легионеров. Офицеры и солдаты стали получать жалование. Наиболее отличившиеся получали земельные участки.

Окончательное крушение республики было связано с восстанием Спартака в 74 г. до н. э. Восстание потерпело поражение. Рабы не могли создать новый общественный строй, однако их массовые выступления показали господствующему классу на необходимость установления сильной власти. Стало ясно, что Сенат, выборные должностные лица, суды и тюрьмы уже не силах удерживать в повиновении рабов и свободную бедноту. Влияние Сената было подорвано.

Наиболее известными политическими деятелями того времени (Помпей, Красс и Гай Юлий Цезарь) было создано объединение – Союз трёх (Триумвират). Он был заключен в 60-х гг. до н. э. Триумвиры стали настоящими хозяевами Рима. Республика доживала свои последние дни. Однако стороны не были едины в своих устремлениях, их отношения отравило соперничество. Основные споры развернулись между Помпеем и Цезарем. За Цезаря стояла обманутая римская демократия, а на стороне Помпея стояла старая республиканская знать. В противоборстве победил Цезарь. Народное собрание и Сенат преподнесли ему почётный титул «отца отечества». Ему было предоставлено пожизненное звание диктатора, право объявлять войну и заключать мир, распоряжаться госказной. Войска провозгласили Цезаря императором.

В результате ожесточённой борьбы различных политических группировок, Юлий Цезарь был убит. Его приёмником стал Октавиан Август, который заложил основы нового политического строя, носящего название «принципат»[4]. Октавиан закончил реорганизацию государства и установил новый режим единоличной власти, прикрыв его республиканскими формами. На первый взгляд, принципат представлял собой двоевластие, при котором носителем власти является, с одной стороны – народ и Сенат, а с другой – император. Сам глава государства был представлен римлянам как слуга народа. На самом же деле, император Древнего Рима был носителем всей полноты военной, административной и судебной власти.

Октавиан не хотел править с помощью насилия. Он старался, как бы незаметно лишать римлян свободы. После установления империи, по-прежнему заседал Сенат, избирались консулы, действовало народное собрание. Однако, все знали «тайну императорской власти» – в государстве царила воля одного человека. Основная сила Августа была в том, что он опирался на армию – гарантом его власти были 25 пограничных легионов и дворцовая гвардия, расквартированная в Италии и Риме. Таким образом, из-под шлейфа республиканских атрибутов всё чётче проглядывался монархический стиль правления. Рим превратился в мощную империю.

Пожертвовав «равноправием» римского народа, империя способствовала консолидации рабовладельцев на всём огромном пространстве. Под владычество Рима попали самые различные народы, и самого разного уровня социального и культурного развития: Малая Азия, Греция, Египет, Северная Африка, Галлия, Испания, Англия, Армения и др. Римское гражданство потеряло свой особый привилегированный характер.

В условиях империи всё тяжелее становилась жизнь крестьян. Многие из них не могли попросту платить высокие налоги за землю. Земледельцам приходилось отдавать свои наделы богатым соседям, после чего крестьяне становились арендаторами (колонами) своей бывшей земли. Жизнь таких колонов мало чем отличалась от положения рабов. Большую часть урожая им приходилось отдавать хозяину. Колоны были выгоднее рабов, т.к. последних хозяин должен был содержать. Колоны же сами обеспечивали себя и свои семьи. Нередко они становились должниками. Статус колонов иногда получали целые народы.

Ещё одной приметой времени стал пекулий – земельный участок или другое имущество, предоставленное рабу. Имущество, как и сам раб, оставались в собственности господина, однако, извлекаемые рабом доходы отдавались хозяину не полностью. Раб распоряжался своей долей имущества.

Второй период римской империи (доминат) характеризуется неограниченной властью императора, поддерживаемой латифундистами. Теперь личность императора была покрыта таинственностью, он редко показывался на людях.

Центральное управление империи сосредоточилось в руках высших чиновников, составивших государственный совет. Он готовил проекты законов, представляемых на подпись императору. Вся империя была разделена на 116 провинций. Во главе каждой стоял презид. Среди высших должностных лиц нередко можно было встретить варваров.

Особого внимания заслуживают госреформы императоров Диоклетиана и Константина. Диоклетиан (284-305 гг. н. э.) поделил верховную власть между 4 соправителями. Двое из них носили титул «августа», управляя каждый своей половиной империи – Западной и Восточной. Августы избирали себе соправителей – «цезарей». Армия была поделена на две части. Одна часть размещалась по границам империи, другая служила целям внутренней безопасности.

Провинции были разукрупнены. Их стало 120.
Император Константин (285-337 гг. н.э.) сделал христианство государственной религией. При Константине завершился процесс закрепощения крестьян, колонов и ремесленников. Колоны лишались права переходить от одного господина к другому.

Рабовладельческий Рим оставил после себя огромное наследие. Многие принципы государственности нашли своё отражение в современном мире. Участие народа в решении судеб государства, коллегиальность магистратур, постоянно действующий Сенат, ответственность должностных лиц – это и многое другое оставлено римлянами будущим поколениям.

Процесс государствообразования в Риме проходил на основе разложения родоплеменного строя. Экономически сильная группа постепенно захватила власть и сформировала выгодные ей органы. Однако, в ситуацию решительно вмешалась третья группа – плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные и не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев постепенно росло. Их длительная борьба против патрициев – родовой римской аристократии, развернувшаяся на фоне укрепления частной собственности, не могла не отразиться на процессе классообразования в обществе. Это привело к стимулированию разложения родоплеменного строя и явилось катализатором государственного развития.

Однако у этой медали есть и другая сторона. Противостояние патрициев и плебеев тормозило развитие и укрепление государственной власти. Внутренние разногласия в обществе зачастую грозили подрывом всего политического уклада в стране. Но не стоит забывать, что именно в такой социальной борьбе могли родиться основные гражданские права и свободы, ставшие столпом государственного гуманизма всего человечества. В результате своего исторического развития Рим стал первоклассной военной державой, его граждане считались хозяевами государства. Народ обладал большой политической силой.

Сложная структура государственного устройства, зародившаяся в Древнем Риме,  стала фундаментом для развития многих государств мира. Именно там были заложены основы демократии и уважения к правам человека. Изучая античный мир, знакомясь с его богатым культурным и социально-политическим наследием, мы начинаем глубже понимать основы европейской цивилизации, а также, в какой-то степени, можем поразмышлять о ее исторических перспективах.


[1] Под ред. Лазарева В.В. «Теория права и государства». – М.: Новый юрист, 1997. – с. 44.

[2] Трухина Н. Н. «История Древнего Рима». – М.: Русское слово «Владос», 1996. – с. 48.

[3] Именно поэтому их называли всадниками.

[4] «Принципат» (лат. principatus) – в римской истории образ правления, установленный Октавианом (Августом) и продержавшийся до второй половины III века н. э.

Литература:

1. Трухина Н. Н. «История Древнего Рима». – М.: Русское слово «Владос», 1996.

2. Габитов М. Р. «Становление основ западной модели государственности и права в Древнем Риме» // Право и государство. – 2006. –  № 10. –  С. 109 –  125.

3. Айзек Азимов «Римская республика». – М.: Центрполиграф, 2003.

4. Санчурский Н. В. «Римские древности». – М.: Издательство Московского университета, 1995.

5. Под ред. Лазарева В.В. «Теория права и государства». – М.: Новый юрист, 1997.

6. Под ред. Батыр К. И. «Всеобщая история государства и права». – М.: Былина, 1999.

7. Макашов И. Н., Овчинников Н. В. «Управление в древних цивилизациях». – М.: Компания Спутник+, 2004.

Подготовила: Светлана Суворова

 
Комментарии отключены

Posted in История

 

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Comments are closed.